Большое спасибо за классификацию. Пара мелких дополнений. У фламандцев Дева очень часто сидит практически на полу - как на приведенном Вами примере Флемальского мастера. Это указывает на скромность Девы. У ангела в руке иногда вместо цветка - жезл.
Вот ещё пара примеров:
"Правильной дорогой идёте, товарищи". Неизвестный антверпенский мастер 1510-1520, Dillnäs, Швеция.
"Туфельки и драгоценности". Неизвестный ходожник пятнадцатого века. Брюссель, коллекция Виелль-Ван Реет.
жезл - это очень очень интересно! Это вот то, что ангел черно-белый держит в левой руке? а есть еще примеры?
что говорит о Жезле Холл: жезл - атрибут (в т.ч. конечно же) Иосифа. Легенда - калька с ветхозаветной истории Аарона. Св.Иероним говорит о том, что претендентам на руку Марии велено было принести по пруту (он же жезл) и в руках Иосифа прут расцвел, из него вылетел голубь (не более не менее!) и сел ему на голову. Смысл: прут расцвел не будучи оплодотворенным, поэтому это "символ статуса Девы Марии" - Вот тут, сдается мне, какие-то проблемы с переводом (я уже упоминала о том, что иногда г-на Майкапара заносило в совсем иную степь).... Тема осуждена Тридентским собором в XVI в. (1545-63) и (по идее) позже встречаться не должна То, что ангел держит жезл это может быть "остатки"?
И вот у меня еще одно крупное добавление к себе самой: Вам не кажется, что я была в бреду, когда все это написала? самое главное, что неплохо бы разделить Благовещение (не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и назовешь Его: Иисусом.) и зачатие (тут главное не писать Непорочное зачатие, чтобы не путать) и что на некоторых работах оба сюжета объединены, на других лишь что-то одно. И ничегошеньки я про это не сказала! У Ван Эйка Марию Благовещения на самом-то деле было бы вернее назвать Марией зачатия - о Боже, как бы это назвать ? Марией Воплощения? Я даже не уверена, что так разделяют, что в католицизме так называют, что на латыни разграничивают и т.д. :( Все не годится! все надо переписывать!
Вот как раз Ваши "драгоценности и туфельки" совершенно прелестны и представляют собой диптих Воплощения и интересно, мне кажется, что лилия находится на стороне Св.Духа. А Вы не видите, что рядом с головой Марии стоит в нише? сосуд?
Жезл в руке Гавриила - скипетр, насколько я понимаю, довольно стандартный аттрибут вестника. Любопытную статью о скипетре в классической античности можно прочесть здесь. Примером подобного изображения является вашингтонское "Благовещение" Яна Ван Эйка.
Разграничение Благовещения и Зачатия вполне возможно, но очень часто они изображаются одновременно, так что я не знаю насколько оно необходимо.
Я, кстати, не очень оинял, почему драгиценности и туфельки изображают Воплощение. Вот более крупное, но, к сожалению, черно-белое изображение. Мне кажется, что в нише стоит какая-то медная посуда, что-то типа чайника, кувшина или лейки.
хороший вопрос! если в мужском роде, то, наверное, сюжет!
я слишком много молчу и стала чрезвычайно косноязычна. :(
Картина, которую Вы условно назвали "Драгоценности и туфельки" я условно назвала "Дева Воплощения". Ввиду отсутствия Гавриила и присутствия Святого Духа.
Вот ещё пара примеров:
"Правильной дорогой идёте, товарищи". Неизвестный антверпенский мастер 1510-1520, Dillnäs, Швеция.
"Туфельки и драгоценности". Неизвестный ходожник пятнадцатого века. Брюссель, коллекция Виелль-Ван Реет.
Reply
Это вот то, что ангел черно-белый держит в левой руке? а есть еще примеры?
что говорит о Жезле Холл: жезл - атрибут (в т.ч. конечно же) Иосифа. Легенда - калька с ветхозаветной истории Аарона.
Св.Иероним говорит о том, что претендентам на руку Марии велено было принести по пруту (он же жезл) и в руках Иосифа прут расцвел, из него вылетел голубь (не более не менее!) и сел ему на голову.
Смысл: прут расцвел не будучи оплодотворенным, поэтому это "символ статуса Девы Марии" - Вот тут, сдается мне, какие-то проблемы с переводом (я уже упоминала о том, что иногда г-на Майкапара заносило в совсем иную степь)....
Тема осуждена Тридентским собором в XVI в. (1545-63) и (по идее) позже встречаться не должна
То, что ангел держит жезл это может быть "остатки"?
И вот у меня еще одно крупное добавление к себе самой: Вам не кажется, что я была в бреду, когда все это написала? самое главное, что неплохо бы разделить Благовещение (не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и назовешь Его: Иисусом.) и зачатие (тут главное не писать Непорочное зачатие, чтобы не путать) и что на некоторых работах оба сюжета объединены, на других лишь что-то одно. И ничегошеньки я про это не сказала!
У Ван Эйка Марию Благовещения на самом-то деле было бы вернее назвать Марией зачатия - о Боже, как бы это назвать ? Марией Воплощения? Я даже не уверена, что так разделяют, что в католицизме так называют, что на латыни разграничивают и т.д. :(
Все не годится! все надо переписывать!
Вот как раз Ваши "драгоценности и туфельки" совершенно прелестны и представляют собой диптих Воплощения и интересно, мне кажется, что лилия находится на стороне Св.Духа.
А Вы не видите, что рядом с головой Марии стоит в нише? сосуд?
Reply
Разграничение Благовещения и Зачатия вполне возможно, но очень часто они изображаются одновременно, так что я не знаю насколько оно необходимо.
Я, кстати, не очень оинял, почему драгиценности и туфельки изображают Воплощение. Вот более крупное, но, к сожалению, черно-белое изображение. Мне кажется, что в нише стоит какая-то медная посуда, что-то типа чайника, кувшина или лейки.
Reply
в смысле, что он без Ангела
Reply
Reply
я слишком много молчу и стала чрезвычайно косноязычна. :(
Картина, которую Вы условно назвали "Драгоценности и туфельки" я условно назвала "Дева Воплощения". Ввиду отсутствия Гавриила и присутствия Святого Духа.
Reply
Reply
вот как замечательно тут ответили на "без Ангела"
Reply
Reply
Leave a comment