Иконография Благовещения. Наброски набросков

Apr 07, 2006 14:13


И лучше пусть в таком виде будет висеть в Дневнике, чем в начатом, но на компьютере

Именно благодаря посту с таким названием в history_of_art появляется все нижеследующее.

У меня по-прежнему в копилке лежит раскрытая лишь на малую половину тема, связанная с Богородицей: Успение, но вокруг Нее по-видимому все таинственно.

Текст основывается большей частью на Словаре Холла, однако с небольшими моими добавлениями, основанными на наблюдениях.
----

Благовещение невозможно без Ангела, Девы и Голубя.

I. Ангел с крыльями и во всем белом.




1. Стоит или склоняет колени


2. Спускается с небес


Уже XVI в. и Италия

Или Италия, но более старая.

3. Помещается на облаках Итальянская живопись, начиная с XVI века

В руках у него
а) лилия. Добавлю, что иногда она склоняется в сторону Девы, иногда по замыслу художника явно выполняя "роль" голубя.


б) оливковая ветвь. У Сиенских мастеров.


Вражда между Сиеной и Флоренцией. Мастера первой не хотели изображать эмблему врагов. Очень хороший пример того, что символы действительно имели совершенно конкретно прочитываемый смысл в каждый момент времени...

Его сопровождают другие ангелы. Искусство Контрреформации - говорит Холл. Но такое было и в XV в. в Италии (см.ниже)


В принципе Холл говорит в начале своей словарной статьи о том, что Благовещение не было самостоятельным сюжетом. Оттого Ангела сопровождают не только другие ангелы, но часто и святые, не говоря уже о донаторах.

От него исходят слова
Ave Maria

Ave gratia plena Dominus tecum


II. Дева Мария

Стоит.


Стоит, отвернувшись от ангела с воздетыми руками (по Холлу).

Здесь стоит, но в полоборота.


Есть и более поздние примеры такого выстроения композиции и распределения главенства фигур: Липпи (Мюнхен)

Сидит


Обратите внимание на руки, выпускающие голубя! Между тем на некоторых картине вообще присутствует Господь: первая половина XV в, вторая половина XV в. (прялка)

Коленопрелокнена. На скамеечке

Ее сопровождают эмблемы
а) лилия. Весна. Чистота и т.д.
Лилия является как атрибутом Ангела, так и Девы. Иногда она выполняет на картине роль колонны, разделяющей фигуры. Я так понимаю, что в подавляющем числе случаев Эта Лилия стоит в кувшине!


б) книга. Св.Бернард говорит, что это пророчество Исайи


в) прялка. Относят зрителя к легенде о приведении Девы Марии в Храм в Иерусалиме, где она должа была ткать одежды первосвященникам


Ее девственность также символизируют
а) лучи, проникающие в окна
б) сад, обнесенный оградой
в) башня

От нее исходят слова
Ecce ancilla Domini

Иногда написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу (У Холла ошибка! Это Благовещение находится не в Вашингтоне, а в Генте)


III. Голубь - Святой Дух

Спускается на пучке лучей света, который касается головы Девы, либо ее груди. Собственно момент зачатия.
Ван Эйк

С XVI века спускается с небес в свете. Символизирует непосредственное присутствие небес.

Место действие
а) открытое пространство. Италия.


б) закрытый готический храм. Северное искусство до Контрреформации
рядом романские руины, символизируют синагогу

Не описано в словаре:
Свеча, обозначающая присутствие Господа. В Северном искусстве. Только ли?

Я бы подразделила мотив еще по одному признаку:
Габриэль и Дева находятся в разных помещениях


Подчеркнуто находятся вместе, в одном помещении


Если в случаях, попадающих в первый вариант классификации колонна бы создавала диптих, разделяя фигуры, то здесь колонна наоборот объединяет Ангела и Деву.

Почти касаются друг друга


А также Боттичелли во Флоренции

И отступление от канонов. Лука, описывающий Благовещение, как свидетель:


А что здесь делает улитка?


Фазан Павлин!:


P.S. Пробелы предлагаются к заполнению! Синагоги, башни, слова....

archangel gabriel, annunciation, iconography, virgin mary, art

Previous post Next post
Up