Народы Ленинградской области. 2

May 17, 2022 00:04

На сегодняшний день на территории Ленинградской области зарегистрировано более 2500 археологических памятников.
Палеоверопейцы, населявшие эти края, сложились на основе палеоевропейской Кундской культуры.





Кундская культура.
Древнейшие следы пребывания человека на территории Ленинградской области относятся к эпохе мезолита (от 5 до 9 тыс. лет назад). К этому периоду относится комплекс находок Кундской культуры возрастом более 9000 лет в Антреа-Корпилахти возле города Каменногорск на Карельском перешейке.


Ещё одна мезолитическая стоянка была обнаружена на берегу реки Колпь около деревни Лиственка Бокситогорского района.


Кундская культура мезолитических охотников просуществовала на территории Ленинградской области с IX по V тыс. до н. э. Ее представители не были предками саамов. Они говорили на древних бесследно исчезнувших языках.

Нарвская культура и культура Сперрингс.
На западе Ленинградской области обнаружены следы неолита нарвской культуры (V-III тыс. лет до н. э.), которая явилась  одним из компонентов в сложении прибалтийских народов - германцев, балтов и прибалтийских славян (пращуров венедов). Керамика нарвской культуры содержится в коллекции Приладожских стоянок и стоянки Березье.
Керамика культуры сперрингс обнаружена в Усть-Рыбежна I, Березье. Комплексы культуры сперрингс найдены на озерных стоянках Падань I, Шокша 1, 4 и др.


Исчезла под натиском племён ямочно-гребенчатой керамики, хотя отдельные популяции на западе могли дожить до прихода индоевропейских народов культуры боевых топоров.

Культуры ямочно-гребенчатой керамики.
Неолит Ленинградской области характеризуется присутствием керамики ямочно-гребенчатого типа.
Во второй половине V тыс. до н.э. на территории появляются носители культуры ямочно-гребенчатой керамики - Приладожские стоянки, Березье, Усть-Рыбежна I, Подолье 3. Значительное количество такой керамики найдено в бассейне р. Свирь (Вознесенская, Падань I, II, V, Ащозеро I). По основным признакам она близка ямочно- гребенчатой культуре Онежского озера.
Другой, распространенной в эпоху среднего неолита, является культура типичной гребенчато-ямочной керамики - Приладожские, Усть-Рыбежна I, Староладожская (Старая Ладога), Подолье 3. Для подобной керамики памятников Приневского региона получены даты рубежа V-IV - первой половины IV до н.э.
В IV тыс. до н.э. на памятниках юго-восточного Приладожья появляются памятники с гребенчато-ямочной керамикой, характерные для Карелии - Вознесенье, Падань 1, Подолье 3.
Создателями этих артефактов считают предков саамов, следы которых сохранились в древнейшей топонимике края.
Зона гребенчато-ямочной керамики: Каргопольская культура, Карельская культура, Беломорская культура, Культура асбестовой керамики.










Льяловская культура.
Находки следов неолитических поселений были сделаны летом в долине реки Воложбы у дер. Мозолёво.


В результате разведочных работ были открыты неолитические стоянки на озёрах Вожанском, Забельском, Белом, реках Карасинке, Горюне и Соминке, расположенные в восточной части Бокситогорского района.
Предполжительно некоторые неолитические стоянки относятся к Льяловской археологической культуре.
Льяловское население пришло в данный район с севера, то есть постепенно продвигалось под влиянием изменяющихся климатических условий в более южные районы через наш край в IV тысячелетии до нашей эры.
Прекращение существования Льяловской культуры произошло в результате поселения в местах их обитания племён так называемой Волосовской археологической культуры.


Произошло это в среднем неолите, и в дальнейшем поселения волосовцев в крае просуществовали на протяжении около двух тысяч лет (III-II тыс. до н.э.).




Считается, что волосовцы как составная часть населения с ямочно-гребенчатой керамикой говорили на палеоевропейском языке, который не относится ни к финно-угорской, ни к индоевропейской семьям.
Волосовская  культура заканчивается ко II тысячелетию до н.э.









В период бронзового века на территории края волосовская археологическая культура сменилась фатьяновской археологической культурой. Фатьяновцы обосновались в нашем крае на поселении Забелье на Вожанском озере, обитаемом со времён мезолита и неолита, в первой половине II тысячелетия до н.э. С запада к территории, занимаемой фатьяновцами, при­мыкала культура шнуровой керамики.

Здесь при проведении раскопок неолитического поселения и нашёл следы обитания фатьяновцев в нашем крае археолог
На территории Ленобласти несколько сотен стоянок по неолиту: Нарвско-Лужское междуречье на западе, современные Лодейнопольский и Подпорожский районы на востоке, очень много на той части Карельском перешейка, что не была под водой.
Стоянка в Ковашах - первая на южном берегу Финского залива.
Коваши́ (ижор. Hevaha) - деревня Лебяженского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области.


Стоянка появилась около 4 500 тысяч лет назад и относится к культуре шнуровой керамики - боевых топоров, западных индоевропейцев.

Неолит на территории края постепенно сменяется энеолитом и следующим за ним бронзовым веком.


Бронзовый век представлен культурой сетчатой керамики, которая послужила мощным субстратом для сложения финно-угорских археологических культур ананьинского круга древностей.
Aнаньинцы.









Потомками культуры текстильной (сетчатой) керамики, существовавшей в эпоху поздней бронзы в районе Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, оттуда дьяковцы двинулись по берегам рек на запад, являются Дьяковская культура (предки племён мери и веси) и Городецкая культура (предки муромы, мещеры и мордвы).
Дьяко́вская культу́ра - археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII в. до н. э. - V в. н. э. В этноязыковом отношении население дьяковской культуры было изначально финно-угорским, а затем на этот субстрат наслаивается балтский элемент в результате продвижения балтских племён. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили остатки фатьяновской культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами
О внешнем облике дьяковцев почти ничего не известно, кроме того, что они были грацильного сложения и, вероятно, имели черты, унаследованные от них народами, говорящими на фино-угорских языках, в частности меря.



Группу каменных курганов, возведенных примерно 3 тысячи лет назад, относящихся к эпохе бронзового века, обнаружили в окрестностях деревни Большой Бор Выборгского района Ленинградской области.


Ранее на территории России подобные памятники не встречались, аналоги были обнаружены в Финляндии. Наиболее известный из них, комплекс Саммаллахденмяки, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В окрестностях деревень Валговицы и Великино в Кингисеппском районе раскопаны каменные могильники с захоронениями I - IV вв. н.э. К настоящему моменту археологи обнаружили находки, возраст которых составляет около двух тысяч лет.


В окрестностях Копорья исследуют захоронения, относящиеся к культуре каменных могильников, распространенной в I тыс. н.э. на территории Эстонии и северной Латвии.


Самое древнее погребение датируется началом нашей эры (I - II вв.), позднейшее относится к раннему средневековью (VI - VIII вв.). Носителями данной культуры являются древние прибалтийско-финские племена, предки эстов, ливов, води и др.


Протосаамы.

Происхождение саамов и протосаамов является загадкой.
Саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку-основе.
Антропологически народы, говорящие на родственных саамскому языках, принадлежат к балтийскому типу.
Но саамы относятся к другому антропологическому типу - уральский тип, лапоноидная группа.

Несаамскими и неиндоевропейскими предшественниками протосаамов были представители палеоевропейского населения (Кундская культура).
Палеоевропе́йские языки́ - доиндоевропейский субстрат - древние языки Европы, НЕ относящиеся к индоевропейской, семитской, уральской и алтайской группам.
В семье палеоевропейских языков Северной Европы это: догерманский субстрат; один из двух пиктских языков; догойдельский субстрат (ивернский язык), и дофинноугорский субстрат.

С прасаамами связывают археологическую культуру Комса, Культуру Сперрингс, Льяловскую культуру, Культуру асбестовой керамики.

Лапоноиды принадлежат к Субарктической расе,  которая считается частью Уральской  - НЕметисной расы, имеющей признаки как европеоидные, так и монголоидные.
Внутри уральской расы выделяются несколько антропологических типов: западносибирский (обские угры - ханты, манси; некоторые группы хакасов), субуральский, сублапоноидный (финно- и тюркоязычного населения волго-камских районов - татар, удмуртов, мари и некоторых групп русских; лапоноидный - у саамов (лопарей) и в некоторых популяциях беломоро-балтийской расы - северные группы русских, белорусов, литовцы, латыши, карелы, вепсы, эрзя, часть коми.



Саамские языки образуют особую подгруппу финно-угорских языков уральской языковой семьи, занимая в ней обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских и каких-либо других языках. Происхождение этой лексики неизвестно, но предполагается, что она происходит из языков древнейшего населения севера Европы, ассимилированного саамами.

Прауральский язы́к - гипотетический язык-предок уральских языков, реконструируемый методами сравнительно-исторического языкознания.
Наиболее вероятная пра-родина уральских языков находится восточнее Урала, в районе Западной Сибири (нынешняя граница между самодийской и угорской ветвями).



Радикально различающиеся типологии праиндоевропейского и прауральского языков указывают, что эти языки не могли развиться в одном ареале, отмечает саамский ученый А. Айкио.


Протоуральский язык, или еще более старый пре-протоуральский язык, по-видимому, был родом из Азии, что доказывалось на основе его ранних контактов с юкагирскими языками и типологическим сходством с алтайской языковой семьёй.

На основании реконструируемой праностратической лексики прародину этих языков помещают в лесной зоне Поволжья, Южного Урала и Западной Сибири, расположенной очень близко к предполагаемой прародине уральских языков. Исследователи связывают ностратические (и более узко - бореальные) языки с постсвидерскими культурами.

Постепенно земли, населенные лапоноидным протосаамским населением, начинают осваивать индоевропейские и финно-угорские народы. Продвигаясь с юга, юго-запада и юговостока, племена встречаются с автохтонным населением, смешиваются, вбирая в себя протосаамскую компоненту и ассимилируя местное население. Взаимопроникновение "крови" и языка оставляет следы на тех, и других.
Впоследствии этот народ был ассимилирован носителями финно-угорских языков, при этом оставив в их языках значительный палеоевропейский субстрат.

Предположительно в 1500-1000-х годах до новой эры начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни, в то время как предки саамов  ассимилировали автохтонное население Фенноскандии.

Предки кольских саамов, как предполагают исследователи, пришли на территорию Кольского полуострова в I тысячелетии до новой эры.
В конце I - начале II тысячелетия новой эры область обитания саамов включала также Карелию, Приладожье, Прионежье, Белозерье, бассейн реки Северная Двина.
В течение II тысячелетия новой эры обитавшие здесь группы саамского населения были ассимилированы  или частично оттеснены на север предками вепсов, карел, русских .

Саамский народ образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов.
Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов, самое позднее в течение I тысячелетия новой эры., постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана и добрались до территорий своего нынешнего проживания.



Саамский язык в последующие несколько тысячелетий контактировал с прибатийско-финскими языками,  а затем со скандинавскими языками и с русским.
В составе финно-волжской группы саамские языки образуют одну из подгрупп, в большей степени родственную прибалтийско-финской подгруппе (в которую входят в том числе финский, карельский и эстонский языки) и в меньшей степени - марийской и мордовской подгруппам.









география

Previous post Next post
Up