Народы Ленинградской области. 1

May 16, 2022 01:57

Первые находки на территории Ленинградской области относятся к периоду мезолита.
Самым древним, более 9000 лет, считается комплекс находок в Антреа- Корпилахти, около г. Каменногорска.

К раннему неолиту относится стоянка Сяберская III на территории Лужского района, комплекс стоянок Березье Волховского района.
Предметы, относящие к позднему неолиту, были найдены при раскопках поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье.
В середине I тысячелетия н. э. на территории современной Ленинградской области уже жили оседлые прибалтийско-финские народы, предки эстов, ливов и води. В окрестностях Копорья были начаты спасательные раскопки могильника, относящегося данному периоду.

Древнее население Ленинградской Области составляли племена, образовывавшиеся под влиянием многочисленных антропологических типов, сменявших, вливавшихся и ассимилировавших друг друга. Первыми из известных насельников были предки современных саамов около 7,5 тыс. лет назад. Эти племена происходили из Русской Арктики и были родственны народам Восточной Сибири.

Носители финно-угорских языков впервые появились в Лапландии около 650 г. до н. э. и полностью ассимилировали палеоевропейское население этих территорий к середине I тыс. н. э.

Линейное построение древа предков-потомков невозможно и антинаучно, народы смешивались в течении тысячелетий, поэтому в образовании "коренных" народов принимали участие многие ветви человечества.

Палеоевропе́йские языки́ (реликтовые неиндоевропейские языки Европы) или «доиндоевропейский субстрат» - условное название совокупности в основном древних языков Европы, не относящихся к современным языковым семьям этого региона ( индоевропейской, семитской, уральской и алтайской).
В семье палеоевропейских языков Северной Европы это: догерманский субстрат; один из двух пиктских языков; догойдельский субстрат  (ивернский язык), и дофинноугорский субстрат.
Дофинноуго́рский субстра́т - язык или языки древнейшего населения Северной Евразии, следы которых обнаруживаются в саамских языках.
Дофинноугорский субстрат - несколько разных субстратов, выделяемых в отдельных подгруппах уральских языков.


Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов.
Саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку-основе.
Но антропологически саамы относятся к другому типу (уральский тип, лапоноидная группа).
А прибалтийско-финские народы, говорящие на родственных саамскому языках, главным образом принадлежат к балтийскому типу.

Для разрешения этого противоречия с XIX века было выдвинуто много гипотез.

Основу этнической общности составили первые люди, заселившие побережье Фенноскандии в конце VIII тысячелетия до н. э. с началом таяния ледника. Согласно западной гипотезе первым населением Фенноскандии могли быть носители Аренсбургской культуры - существовавшая в 11-10 тыс. до н. э. археологическая культура позднего палеолита.
Находки, связанные с аренсбургской культурой, были сделаны на юге и западе Скандинавии.
Территория аренсбургской культуры включала обширные территории, ныне скрытые на дне Северного и Балтийского морей (Доггерленд), поскольку во времена позднего дриаса береговая линия проходила намного севернее нынешней. По мнению ряда исследователей, восточной границей распространения этой культуры были верховья реки Волга.
От аренсбургской культуры происходят более поздние культуры Фосна-Хенсбака на территории Норвегии и Швеции, к которой относят и культуру Комса.

Вероятнее всего, саамский народ в происходит от пришедшего в земли Скандинавии VIII тысячелетия до н. э. палеоевропейского населения археологической культуры Комса, проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тысячелетия до н. э.

Культура Комса - термин для археологической культуры охотников и собирателей эпохи позднего палеолита и раннего мезолита Северной Фенноскандии.



В настоящее время недавние археологические находки в Финляндской Лапландии считаются связанными с современными пост-свидерскими культурами северной и центральной России и восточной Балтики, а значит, отражает их раннее вторжение в северную Скандинавию.
Советские археологи доказали, что данная культура происходит из северной части Восточной Европы, что блестяще подтвердилось последними палеогенетическими исследованиями норвежских генетиков, которые реконструируют путь этих людей из района Онежского озера - Баренцевого моря, через Финнмарк и по побережью Северной Норвегии.

Свидерская культура - археологическая культура финального палеолита (IX-VIII тыс. до н. э.) на территории Центральной и Восточной Европы. Представлена стоянками тундровых охотников на северного оленя.
Ближайшие археологические свидетельства Свидерской культуры обнаружены в Псковской области.
Находки свидерской культуры обнаруживаются на территории Белоруссии, Литвы и Польши. Однако её элементы прослеживаются на сопредельных территориях России и Украины вплоть до Крыма.


На этих территориях сформировалось сосредоточие мезолитических культур. Это объясняется как приледниковой зоной, которой придерживался северный олень, так и наличием сырья для изготовления орудий труда и оружия на территории белорусского Поднепровья, исключительно богатого на легкодоступные залежи кремня. Свидерская культура исчезла с изменением климата, дав основу бутовской культуре и оказав влияние на соседние территории Ленинградской области - Кундскую культуру.

Кундская культура - мезолитическая культура VIII-V тысячелетий до нашей эры, распространённая на территории восточной Прибалтики от Польши до Ленинградской области и южной Финляндии. У представителей кундской культуры определены митохондриальная гаплогруппа U5a1c и U4a2. Наряду с U8a, U5 - старейшая гаплогруппа в Европе. Возраст - от 50 до 60 тыс. лет.
Чаще всего U5 встречается на севере, среди саамов, финнов и эстонцев (преимущественно U5b), но с низкой частотой может быть обнаружена и в остальных частях Европы, на Ближнем Востоке и в Африке.
Гаплогруппа U* определена у Усть-ишимского человека - представителя вида Homo sapiens, в ДНК усть-ишимца не было обнаружено денисовской примеси, а доля неандертальских генетических вариантов равна 4,40% генома, как у современных евразийцев. Этот человек происходит из популяции, которая жила до или одновременно с разделением популяций в Западной и Восточной Евразии.



Нарвская культура.


На западе Ленинградской области обнаружены следы неолита нарвской культуры (V-III тыс. лет до н. э.) Вероятны связи со свидерской и бутовской культурами. Явилась одним из компонентов в сложении прибалтийских народов - германцев, балтов и прибалтийских славян (пращуров венедов).
Исчезла под натиском племён ямочно-гребенчатой керамики, хотя отдельные популяции на западе могли дожить до прихода индоевропейских народов культуры боевых топоров.

Территория Карелии начала заселяться после схода ледниковых покровов в послеледниковое время - в VII-VI тысячелетии до н. э.
Культура ямочно-гребенчатой керамики - культурно-историческая общность, существовавшая в каменном веке на северо-востоке Европы (Скандинавия, Русский Северо-запад, Белоруссия, Прибалтика), приблизительно с 5 тысячелетия до н. э. до 2000 до н. э.)



Каре́льская культура - археологическая культура племён побережья Онежского озера в эпоху среднего неолита. В период неолита для неё характерна местная толстостенная керамика типа «сперрингс» и ямочно-гребенчатая керамика волго-окского типа. Возникла в начале Атлантического периода (8040-6200 г. до н. э.) голоцена в результате миграции носителей ямочно-гребенчатой керамики из центра Русской равнины.
Население, являвшееся носителем культуры ямочно-гребенчатой керамики могло формироваться на основе того же мезолитического европеоидного пласта, но с большим весом монголоидного компонента, чем население волосовской, днепро-донецкой и нарвской культур. В частности, создатели льяловской культуры, относящейся к культурам типичной ямочно-гребенчатой керамики, были европеоидами северного лапоноидного типа с сильной примесью монголоидности.



Культура Сперрингс -  неолитическая культура Финляндии и Карелии, существовавшая в V-IV тыс. до н. э.  Язык носителей культуры Сперрингс считается возможным источником нефинно-угорского субстрата в языке саамов.



Льяловская культура - субнеолитическая восточноевропейская археологическая культура 4 тыс. до н. э., локальный вариант культуры ямочно-гребенчатой керамики. Представители - палеоевропейцы или предки финно-угорских народов, антропологический облик -  смешанный монголоидно-европеоидный/ лапоноидный.



Воло́совская культу́ра - неолитическая археологическая культура (IV-III тысячелетие до н. э.)
Антропологический тип - Северные европеоиды. Встречаются лапоноидные черты, что объясняется влиянием племён ямочно-гребенчатой керамики.



В более ранний Волосовский субстрат влились Фатьяновцы.
Фатья́новская культу́ра - археологическая культура III тыс. до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров и шнуровой керамики, западных индоевропейцев. Фатьяновская культура входила в большую историко-культурную общность культур с боевыми топорами и культур шнуровой керамики, относившуюся к индоевропейской семье народов. Некоторые исследователи видят в этой общности неразделённую прото-балто-славяно-германскую общность.

С прото-саамами связывают культуру Асбестовой керамики.
Культура асбестовой керамики - археологическая культура Финляндии и Карелии, сформировавшуюся в эпоху бронзы, во второй половине II тыс. до н. э., и существовавшую до середины I тыс. н. э. Носителями данной культуры считают «протосаамов», говоривших на неизвестном дофинно-угорском языке, которые вошли в состав современных саамов, вепсов и карелов.
Около 1000 лет до н. э. культура асбестовой керамики на территории Карельского перешейка вступила во взаимодействие с культурой Сетчатой керамики. Однако мощные потоки переселенцев с юга появились только в раннем Средневековье.



Дьяко́вская культу́ра - археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII в. до н. э. - V в. н. э., ее представители являлись потомками культуры Сетчатой керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней
бронзы.
Племя весь (дьяковская культура) называют в числе предков карел.


В этноязыковом отношении население дьяковской культуры было изначально финно-угорским, а затем на этот субстрат наслаивается балтский элемент в результате продвижения балтских племён. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили остатки фатьяновской культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между финноугорскими дьяковцами и последними фатьяновцами - западными индоевропейцами. Дьяковцы были грацильного сложения, невысокого роста, узколицыми долихокефалами с плоские скулами и мало выступающим носом, и по антропологическому типу практически не отличались от мордвы-эрзя, т.е. имели монголоидные черты.
С конца IV-V в. начинается проникновение славян, к VI веку вся территория дьяковской культуры была заселена балтоязычными племенами, в IX-X веках земли дьяковцев заселяют славянские племена кривичей и вятичей. Отмечаемая монголоидную примесь у позднейшего славянского населения - вятичей и поволжских кривичей, возникла в результате ассимиляции дославянского антропологического типа.




Саамская народность стала формироваться в результате смешения северных популяций дофинских культур Сетчатой Керамики конца бронзового века (вторая половина II - первая половина I тыс. до н. э.) с представителями пришлой Ананьинской культуры (IX-III вв. до н. э) Среднего Поволжья. Гипотетически, ананьинцы принадлежали к финно-угорской языковой группе, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), в западной - волжские финны (предки марийцев).



Древнее саамское население жило на существенно более обширной территории по сравнению с нынешней территорией их обитания: южная граница страны саамов находилась в районе Ладожского озера. Племена финно-угорской языковой группы расселились на ссамских территориях и смешались с саамами в тех или иных пропорциях.
О народах, населявших саамские земли существует множество гипотез, выделяющих им большую или меньшую территорию в разное время.



Чудь - собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, корела, ижора, эсты и др.).
Слово «чудь» могло обозначать разные группы: финны и чудь могли быть синонимами, но могли и разбиваться на «чудь в пространном смысле» и «карелов», при этом первая группа делилась на «чудь/чухарей в тесном смысле» и водь/эстов - «чухну».

Когда Олег отправился в поход, «взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе». Наряду с чудью упоминается и весь. Хотя летописец не отождествляет весь с чудью, вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года.

В более поздних сообщениях летописей эсты и сету всегда называются чудью, причём последние известны с уточнением «чудь псковская». Из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин).

Начиная с XIII века, помимо эстов, «чудью» называют также и другие родственные им прибалтийско-финские народности, жившие в пределах Новгородской республики, - не только весь и водь, но также ижору и корелу, предков ливвиков, одного из карельских субэтносов называли чудью олонецкой, а в Заволочье также чудь заволочскую. Не исключено, что последнее представляет собой не просто имя предков народа коми, но собирательное название для нескольких разных племён. Позже в оборот входит обозначение эстов - чухна.

У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми называли так своих ещё некрещённых предков. На территории расселения удмуртов и коми распространён топоним Шудья.

В справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года издания была внесена чудь (вепсы).
В 2010 году во время переписи несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя, всего чуди в Пинежском районе около 200 человек. Большинство из них проживают в Пинежском районе Архангельской области, вероятно чудь - самоназвание малых групп финно-угорского населения Архангельской области, появившееся в XX веке.

От этнонима образованы названия многочисленных населённых пунктов, включая город Чудово, Чудское озеро и, возможно, река Чуть.

Чудь белогла́зая (чудаки́; тюштяне) - древний мифический народ, персонажи русского, финно-угорского, включая коми фольклора. Встречается в фольклоре у саамов.

Д. В. Бубрих в книге «Происхождение карельского народа» предположил, что этнический состав исторической заволочской чуди был неоднороден, её формировали представители народов весь («чудь белоглазая») и мери («черная чудь»).

Предания о чуди (чучкарях) - древнем народе бытуют и в Прикамье: «А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди»

Тюштян (мокш. Тюштень, эрз. Тюштя) - центральный герой мокшанского и эрзянского героического эпоса «Тюштя», сын бога грома и войны Атямшкая и земной девушки Литовы.

В словаре В. И. Даля приведено:
Чудаки́ и чуда́ки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой) ж. собр. народ-дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах)

У П. П. Бажова при описании преданий Полевской области (возле Екатеринбурга) чудь упоминалась как «стары люди». "Были они «стары люди» не русски и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает." "а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись». Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». Потом «стары люди из здешних мест ушли».

Фольклорист Н. Е. Ончуков писал: "Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят."

Согласно научным данным, в этих краях прежде жили манси (они же вогулы, иткульская археологическая культура)



Ямь, емь (фин. jäämit),ем и гам, тавасты или западные финны -  название, которым новгородцы называли в средние века некоторые северные народности, очевидно, проживавшие в Фенноскандии, в другом источнике указано что это финское племя, упоминается в начальной русской летописи еще при распределении народов, но без точного указания местожительства.
С половины XIII века в летописях нет упоминаний о еми, вероятно, оно было ассимилировано соседними народами.
На созвучии летописного «ямь» и названия исторической области на юге Финляндии Häme (шв. tavastland, лат. tavaste), отождествлял с емью финнов из Хяме (hämäläiset).
В первой половине XX века велись дискуссии об автохтонном населении Карельского перешейка, в которых высказывались версии, что Карельский перешеек и Ингерманландия были местом первоначального расселения еми, откуда она была вытеснена корелой.

Отчасти в пользу версии о более широком распространении еми в древности может служить факт проживания в начале 2-го тысячелетия н. э. небольшого племени ямь, на землях которого была основана крепость Ям (Ямбург, Кингисепп). К востоку от Онежского озера по течению реки Емца (фин. Jemtsajoki) находился в средние века погост Емьця (Емца, Оустье Емець).

Весь - прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы и частично карелы. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево, Онего и Белым и далее на юг (так, в новгородской волости Егна проживала весь егонская). Арабские географы X-XIV веков упоминают народ вису, живший к северу от Волжско-Камской Булгарии, по соседству с югрой. В книгах Ахмета Ибн Фадлана и аль-Гарнати вису упоминаются наряду с народом арв. Булгарские купцы торговали с вису, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Есть предположение, что под «вису» упоминается весь. С весью (белозерской и егонской) и мерей археологи обычно соотносят памятники дьяковской археологической культуры.
Напрямую с весью учёные часто связывают культуру курганов юго-восточного Приладожья, датируемых IX-XIII веками.



Сумь - упоминаемое в русских летописях название прибалтийско-финского племени суоми, заселившего в начале 1-го тысячелетия н. э. юго-западное побережье современной Финляндии.
С покорения в середине XII века суми началось завоевание Финляндии Швецией. В последующем сумь вместе с емью и западными карельскими племенами образовала финскую народность. До перенятия шведского названия финны в русском языке отсутствовало единое наименование для жителей этого региона.

Водь, Ижора, Вепсы и Карелы - составили население Ленинградской Области.

география

Previous post Next post
Up