Перспективы развития плавита садханы
ЯРОСЛАВ ТОКАРЕВ
Инструктор Йоги и Пранаямы в воде Киевской Федерации Йоги
ДАВНО БЫЛО ЗАМЕЧЕНО, что люди приходящие в йогу из плавания гораздо быстрее входят в практику, они обычно, не имеют никаких проблем ни в одном отделе туловища, всё их тело гармонично развито, мышцы тренированы, но не закрепощены и не перекачаны. Конечно, определённые ограничения имеет каждый, в зависимости от конституции тела и предпочитаемого стиля плавания, но, в целом, ситуация такова, что плавание и Йога гармонично дополняют друг друга. Кроме того, известен особый вид йогической тренировки в воде - Плавита Садхана. Так почему бы не использовать такую замечательную возможность и не взглянуть шире на процесс познания себя. Ведь не в тайге же живём - есть бассейны, а даже если и в тайге - остаются реки и озёра, не говоря уже о бирюзовой глади морской волны.
Среда, которую предоставляет нам вода, поистине уникальна: сила тяжести практически исчезает, зато при динамическом движении в любом направлении создаётся вполне ощутимое сопротивление, создаётся нагрузка, которую мы сами можем регулировать скоростью своих телодвижений. Так, простыми движениями создаётся высокий КПД за единицу времени (то есть - мощность) гармоничного воздействия на мышечно-связочный аппарат, который в хатха-йоге достигается практикой непрерывного потока асан. С точки зрения йогической практики, каждый стиль плавания является виньясой, так как движения являются циклическими и связаны с определённым ритмом дыхания.
* В таблице точками отмечены движения, составляющие виньясу. С помощью номеров указывается также очерёдность выполнения движения в виньясе (если несколько движений указаны под одним номером - значит, они выполняются одновременно).
Следует также учитывать, что все известные стили плавания являются, хотя и естественными, но далеко не единственными возможными виньясами. Их появлению мы обязаны эволюции. Это говорит об их высокой надёжности и универсальности, но никак не исключает возможности создания новых водных виньяс, также как и беговая тренировка не является единственным видом динамической тренировки на суше, ведь есть ещё и йога и боевые искусства и многие другие практики. Эволюция ведь не закончилась, она просто перешла в другое качество…
Такой подход даёт возможность привнести два важных направления в использовании водных виньяс:
- раскладывать известные стили плавания на простейшие составляющие и составлять из них новые виньясы и последовательности движений;
- Находить принципиально новые движения и встраивать их в уже известные программы или составлять принципиально новые программы.
Метод разложения любой позиции и движения на составляющие их компоненты, а также использование этой идеи на практике был блестяще показан Андреем Лаппой в его книге «Йога: Традиция Единения». Остаётся только использовать эти принципы как основу для анализа и развития всех возможных водных виньяс.
Условно разбивая движения тела в воде на составляющие можно сказать, что они состоят из движений двух рук, двух ног и туловища. Все известные стили плавания можно описать различными способами движения этих элементов и их взаимной комбинацией.
Рассмотрим теперь четыре основных известных стиля комплексного плавания: кроль, брасс, на спине и «бабочка». Движения каждого из этих стилей можно разделить на составляющие, в зависимости от плоскости движения конечностей относительно оси туловища. И эти движения могут быть двух видов - продольные и поперечные. Поперечными являются брассовые махи рук и ног, а продольными - кролевые, бабочковые и на спине. Если рассматривать составляющие движений при плавании кролем, бабочкой и на спине как виньясы и по отдельности, то можно увидеть, что их отдельные элементы очень похожи между собой. Те же различия, которые имеются, обусловлены главным образом только очерёдностью этих движений. Поэтому все их можно объединить в одну группу - продольных движений, но с учетом очерёдности этих движений (хотя те, кто мыслит более детально могут, использовать элементы кроля, «бабочки» и на спине, как отдельные).
Приведенная таблица (и иллюстрации к ней) содержат как известные, так и новые элементы водных виньяс.
Таблица показывает возможные сочетания движений различных стилей между собой, позволяющие создавать новые водные виньясы и новые стили плавания. Например:
- очерёдность движений рук и ног всегда совпадает (то есть, если руки двигаются одновременно, то и ноги - тоже);
- правая и левая рука/нога двигаются по одинаковой программе;
- движения рук и ног производятся в одной плоскости (продольной или поперечной);
- широко известна только одна водная виньяса на спине (кроль на спине).
Следует отметить, что данная таблица предоставляет лишь общие (а не все возможные) элементы для классификации водных виньяс (т.к. их может быть очень много).
Она также вряд ли может служить корректным пособием по плаванию. Её задача - показать принципы стилеобразования, и использование их в спектре движений общеизвестных водных виньяс. Это позволяет (с развитием тренированности):
- создавать новые водные виньясы, на основе уже известных, простым комбинированием одного или нескольких пунктов в таблице;
- интегрировать известные стили в одну водную виньясу, включающую в свою последовательность все элементы и различные их комбинации;
- научиться двигаться «вне последовательности»: когда последовательность отсутствует вообще и исключается любая автоматичность во взаимном движении частей туловища, но при этом не теряется эффективность, направленность и скорость.
Примерами совершенно новых движений, не представленных в перечисленных известных стилях, могут служить:
- вращение корпуса при движении вокруг оси туловища, которое успешно сочетаются с разнонаправленными продольными махами рук;
- поворот туловища боком вниз;
- вертикальная спираль рук Танца Шивы (см. книгу Андрея Лаппа «Йога: Традиция Единения»).
Важно также понимать зачем необходимо использовать всё более и более сложные программы движений и чем это может помочь в практике йоги. Если мы относимся к хатха-йоге не как к экзотическому фитнесу, а преследуем цель развития и освобождения, то практика становится для нас не набором красивых форм - асан, а методом самопознания и изучения расширенного спектра ощущений в асанах и наработкой опыта выхода за свои существующие пределы восприятия. Тоже самое происходит и в процессе практики Плавита Садханы, когда мы постепенно расширяем спектр выполняемых водных виньяс - мы учимся вы ходить за пределы привычных последовательностей, программ и привычных стереотипов, с целью научиться в конце концов выйти в запредельное. И акцент здесь не смещается, а расширяется от физического действия - к работе сознания, через управление вниманием, сосредоточение и созерцание, образуя устойчивую связь. Что по сути и является йогой.
На основании представленной таблицы, любой стиль плавания и водная виньяса могут быть описаны коротким кодом, как представлено на рисунках ниже.
Рис1. Продольные поочерёдные махи руками
(1а2г3б-4б)
Рис2. Продольные поочерёдные махи ногами
(1а2г5а-6а)
Рис3. Поперечные одновременные махи руками и ногами (Брасс на спине) - начальная фаза.
(1б2г3г+4г5б+6б)
Рис4. Поперечные одновременные махи руками и ногами - Брасс - промежуточная фаза.
(1а2б3г+4г5б+6б)
Рис5. Волнообразное движение туловища
(1а2в)
Данная статья излагает лишь творческие идеи и является узконаправленным и не полным обзором развивающейся техники Плавита-Садханы, которая также включает в себя также практику Пранаям и Медитацию. Этим разделам будут посвящены следующие статьи.
ЯРОСЛАВ ТОКАРЕВ
Инструктор Йоги и Пранаямы в воде Киевской Федерации Йоги