Бинарная пропаганда

May 26, 2012 19:32

Бинарность - постоянный принцип пропаганды, начиная с конца 80-х годов.

Люди тогда были намеренно поставлены в ситуацию искусственного выбора: "Ельцин/крупная частная собственность" или "советский тупик". Именно под этим идейным прикрытием разрушалась страна. Хотя сейчас всем понятно, что было несколько альтернативных путей. Из той же серии избирательная ельцинская кампания 1996 года "Голосуй или проиграешь", путино-медведевские послания "Тандем или немедленный хаос".

Видимо, эта бинарность так прочно засела в мозгах, что теперь мы слышим заявления, с одной стороны - "Все, кто против Путина - наймиты Госдепа", с другой - "Все, кто не поддерживает Немцова (Навального/Удальцова/Собчак и пр.) - враги свободы".

Для лидеров радикальных движений характерны послания: "Или я диктатор, или "овощи" сгниют со своим терпильством".

Очень важный момент - понимание, что эта бинарность ложная, сама формулировка вопроса "или-или" показывает, что человек не свободен в своих суждениях и следует навязанным установкам.

Апд. По поводу вечного вопроса "что делать".
Думать, собирать достоверную общую картину и на этом основании делать конкретные выводы.

При искусственной бинарной постановке вопроса решающим фактором "выбора" является страх - "как бы не было было еще хуже". А страх мешает человеку ясно мыслить, чем пользуются пропагандисты, подстегивая: "торопись, а то опоздаешь, хаос уже на пороге".

Если ясная картина есть, а страха нет, тогда  к любой проблеме появляется, как минимум, несколько решений и лучше определяется цена вопроса и все обстоятельства, по сумме которых и можно сделать реальный, а не ложный выбор. 

революция, бинарная пропаганда, важное, критическое мышление

Previous post Next post
Up