Культура хорового пения

Jun 20, 2024 11:23

Про то, что у нас с музыкальным образованием плохо, я давеча, конечно, пошутил. Отчасти. То есть с музыкальным образованием да, плохо, но дело не только в образовании. Дело еще и в том, что отсутствует сама культура хорового пения для души. При этом нельзя сказать, что ее и не было. Была, но в какой-то момент протерялась.

Матушка, которая до войны росла во дворе где-то у Крестьянской Заставы (я примерно знаю где, но этих дворов просто больше нет), рассказывала, что когда детишкам надоедало бегать, они собирались на крылечке, садились и пели хором. Все подряд, что по радио передавали, то и пели. Хоть "Конную Буденного", хоть песенку Герцога из "Риголетто". (И то, и другое знаю, помню, могу спеть не лажая. Надо заметить, что где конная Буденного, а где Верди, но тем не менее и то, и другое принадлежит к одной музыкальной культуре: Верди в самом деле пели на улицах там, в Италии. То есть это не что-то такое, что требует зашибись какого музыкального слуха и певческих данных, это просто песенка герцога. Просто "Застольная" из "Травиаты". Благо, в те времена это все переводилось и исполнялось по-русски, то есть было доступно уличному ребенку, который еще даже читать не умеет).

Потом, после войны, эту культуру хорового пения унаследовали туристы. Самодеятельная песня, то, из чего потом выросло КСП и вот это все. Вечером у костра садились и пели. Есть гитара, нет гитары, пофиг: вон, Людка с Инкой петь умеют, остальные за ними подтянутся как могут. И отлично пелось, надо сказать. В последний раз я в этой компании пел хором на поминках у крестной в 2019 году.

От туристов эту культуру напрямую унаследовали ролевики - все вот эти дети, которых в детстве мама с папой брали в поход, а потом они приехали на игры и привезли с собой умение ставить палатку, разжигать костер и петь хором.

Кстати, еще одно место, где я с этой культурой пересекся - это была, как ни странно, моя вторая, "плохая" школа. Там в какой-то момент старшая пионервожатая на большой перемене собирала в пионерской некоторое количество избранных детей (как я попал в число избранных - ума не приложу: видимо, просто за то, что у меня был слух), и мы таки пели - в основном всякие "жестокие романсы", я не буду тут воспроизводить, а то вы умрете. От смеха. Но мне нравилось.

А в официальной культуре и в обществе в целом этот обычай, тем временем, почему-то отмирал. В какой-то момент возникло представление, будто взрослый человек может петь только по пьяни, а выглядеть отпетым забулдыгой как-то не хотелось никому. Так что пить-то никто не бросил, а вот петь таки да. Отчасти потому, что культуру хорового пения подгребло под себя государство и попыталось приспособить в личных, пропагандистских целях, отчего эта веточка принялась вянуть и в конце концов засохла нафиг. Хоровое пение сделалось приметой примерных мальчиков-пионерчиков, и такого тоже никому не хотелось особо. То есть вот все, чему учили в школе на отметку, просто повымерло (за исключением некоторых, очень отдельных оазисов, где это ухитрились сохранить, невзирая на). У нас в той же второй школе был официальный школьный хор, музычка загоняла туда буквально палкой, я один раз зашел по доброй воле, посмотрел на этот ужас и тихо удалился. И никто мне ни слова не сказал, надо отметить.

А последний отзвук настоящей народной песенной культуры я застал здесь, вот в этом самом дворе. Иногда по выходным летом собирались вот там под соснами бабки примерно так 30-40-х годов рождения, то есть возраста наших родителей, выходил дед с гармонью, и они пели. Не сказать, чтоб хорошо - обыкновенно, но задушевно. Слух не резало. Теперь они повымерли, компания распалась. Новые бабки по-прежнему сидят, но уже не поют.

Ну, и поэтому все вот так. Кому в жизни довелось вовремя пересечься с живой культурой хорового пения (мама учила, во дворе пели, в поход брали, пионервожатая попалась талантливая...) - тот поет. А кто-то и в самом деле только на первом курсе обнаружил, что у песни еще и мелодия бывает.

P.S. В целом, пожалуй, я бы сказал, что в первую очередь все упирается в бытующее в обществе представление о том, что все это можно (нельзя), нужно (не нужно), прилично (неприлично) и так далее. Что трезвый воспитанный человек может вот так просто открыть рот и издавать ритмичные и мелодичные звуки, не имея специального образования и т.п., просто для собственного удовольствия. А не так, что по пьяни что-то затянули и тут же заткнулись, потому что самим стыдно стало. Неумение петь - это во многом в первую очередь стеснение, а потом уже, собственно, отсутствие музыкального слуха и обучения. Когда тебе от смущения горло сдавливает. Я сам, когда стесняюсь, лажаю по-страшному, даже то, что прекрасно знаю и помню. (Поэтому многое могу насвистеть, но не спеть).

PP.S. В комменты принесли из Честертона:

"Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа - то, что мы почти совсем перестали петь хором. А если и поем, то несмело, а часто и неслышно, по-видимому, исходя из неразумной, непонятной мне мысли, что пение - искусство.

Наш салонный аристократ спрашивает даму, поет ли она. Старые застольные демократы говорили: «Пой!» - и человек пел. Я люблю атмосферу тех, старых пиров. Мне приятно представлять, как мои предки, немолодые почтенные люди, сидят вокруг стола и признаются хором, что никогда не забудут старые дни и тра-ля-ля-ля-ля, или заверяют, что умрут во славу Англии и ого-го-го-го".

Ага-ага, ну конечно. Только началась английская литература с поэта Кэдмона, у которого были ровно те же проблемы, что у нас: все на пиру пели, а он не мог... ;-)

Музыка, Культурологическое

Previous post Next post
Up