Я решил все-таки поговорить о «категориях патриархальной культуры». Разумеется, не всерьез, не по-научному, а так, любительски, как обычно. На мысль эту меня отчасти навела лекция Марины Аницкой, которую я слушал на Весконе. Про то, что когда ключевой конфликт сюжета снимается, попав в иную культуру, где такой проблемы не существует, весь сюжет
(
Read more... )
Comments 38
Reply
На самом деле, тут интересно, я даже не поручусь, что это именно культурный разрыв, что ли. Во-первых, я прекрасно представляю, как то же самое скажут и современному человеку, попавшему в трудную ситуацию ("самавиновата, надо было просто...") - то есть, это, скорее, тип реакции, что ли. Во-вторых, я так же хорошо представляю, скажем, современную девушку из провинциального городка, с так себе образованием и без профессии, ориентированную на то, что "мужика надо хорошего найти" - и перспективы у нее по части "надо было работать пойти" могут быть в нашей реальности не сильно веселее, чем у Ларисы. То есть, тут еще целый ряд дополнительных условий. Понятно, что определенные вещи Лариса даже при всем желании не могла сделать, никак, технически, юридически - точно так же, как Анна Каренина, скажем, не могла "просто взять и развестить". Но, all in all, можно оказаться ровно в той же ситуации и даже отчасти по тем же причинам.
Reply
Мне пришлось ей рассказывать, как поступать в ВУЗ и как к этому готовиться, как можно искать репеторов и пособия, и вообще зачем это надо, если она хочет заниматься тем, чем хочет, и хочет иметь хотя бы шансы найти нормальную работу в интересной ей области.
Reply
Хе:
Эпизоды о старшей дочери.
Хотя, там оба мультфильма целиком весьма показательны к теме, поднятой автором.
Reply
Жду с нетерпением! : )
Reply
Вы в предыдущем, кажется, посте очень точно заметили, что граница понимания между патриархальной культурой и "современной" проходит где-то по 70-80-м годам. То есть если родился в 70-80-е, еще понимаешь, а позже уже нет. Я тут подумал, что это еще и граница окончательной урбанизации и гибели традиционной деревенской культуры. С 30-х началась волна переселения в город и продолжалась вплоть до 80-х (если смотреть по кинофильмам, то проблемы душевной неустроенности "лимиты" это, например, "Афоня" (70-е) или "Город невест"(80-е)). Естественно в 90-е и позже все сразу не исчезло, но важно что люди именно выросшие в традиционной деревне к этому моменту составляли уже меньшинство населения, а большинство - это первое-второе городские поколения уже с иным менталитетом. У меня бабушка и мама выросли в деревне. Для них выбросить хлеб - немыслимо. Для меня - скорее некомфортно и не очень хорошо. Для детей уже такого правила нет. И таких мелочей, составлявших костяк поведения, ушло множество. Ну и общемировой тренд на атомизацию общества очень " ( ... )
Reply
У Лагерлёф в "Путешествии Нильса" есть глава про старуху, у которой дети давно уехали в город, муж умер, и она осталась одна на хуторе доживать жизнь. Так что даже некому было провести ночное бдение над ее телом, когда она умерла - кроме ее единственной коровы да случайно пролетавшего мимо Нильса.
Знакомая по отечественной публицистике картина "умирающей деревни" - но только это 1906 год.
Reply
Если я правильно помню, ее дети уехали не просто "в город", а в Америку, так что я бы скорее смотрела на Англию, например.
Reply
Перечитал эту главу. Да, вы правы.
Reply
Reply
Вы подняли проблему, которая на самом деле намного шире: исторический контекст литературного произведения. Я где-то в сети читал очень интересный разбор романа "Джейн Эйр", в котором объяснялись многие вещи, совершенно понятные викторианскому читателю и вообще не считываемые современным: Рочестер выглядит с этой точки зрения весьма сомнительным охотником за деньгами, а весь сюжет приобретает детективную окраску. И чтобы это стало очевидным, необходимо знать особенности британского брачного права - в отношении семейной собственности.
То есть речь не только об обычаях и особенностях культуры, речь о знании реалий соответствующей эпохи в широком контексте. Я не понимаю, например, как можно воспринимать "Божественную комедию", если не вникнуть в то, что творилось на Апеннинах и вокруг в 13-14 веках. У читателя тут же возникает вопрос: "кто все эти люди?", и примечания в конце текста помогают плохо, потому что не дают картину в целом: они как частички паззла, который пытаешься собрать, не видя опорной картинки. Я по-настоящему разобрался ( ( ... )
Reply
Reply
Буду признателен.
Reply
https://www.facebook.com/amarin.earwende
Reply
Leave a comment