Это - самое дурное и прискорбное из всех его деяний в Арде, хотя и не самое ужасное.
Неспешно ковыряю старый перевод "Myths Transformed" из десятого тома "Истории Средиземья". А там, если кто читал, есть, в числе прочего, пара текстов о происхождении орков. А я как раз начитался научно-популярной литературы о биологии вообще и генетике в частности. И вот я думаю...
Кто такими вещами интересуется, тот знает, что есть животные, которые в принципе не приручаются. То есть если вы возьмете, например, детеныша енота, то он, когда вырастет, конечно, будет много пакостить и иногда кусаться, но в принципе останется ручным енотом. А например, с большинством диких кошек так не выйдет. Вы можете взять крохотного слепого котеночка, выкормить его из пипеточки, вынянчить на руках - а месяцев в пять-шесть ваш котеночек грянется оземь и обернется агрессивным диким зверем. Как будто и не приручали. Так уж они устроены.
И процесс одомашнивания во многом именно в том и состоит, что люди на протяжении многих поколений отбирают именно тех животных, которые не становятся дикими и агрессивными. Которые, наоборот, согласны и даже рады сотрудничать с человеком. Когда вы берете котенка, или щенка (за исключением некоторых пород), или, например, домашнего хорька или лабораторного крысенка, вы можете быть практически уверены, что он навсегда останется милым, доброжелательным и привязанным к вам. Так уж они устроены.
Есть мнение (не помню, насколько доказанное), что и сам человек на протяжении своей эволюции подвергся подобному процессу. Сторонники этой гипотезы говорят о "самоодомашнивании". То есть мы на протяжении миллионов лет отбирали для разведения в первую очередь покладистых, дружелюбных, готовых сотрудничать, жить и работать в коллективе. А злобные буки, готовые вцепиться в глотку первому встречному и согласные взаимодействовать с представителями своего вида только ради размножения, и то недолго, шли в отбраковку. Потому что, сами подумайте, кому нужен такой муж? Или, не приведи Господи, такая жена?
При этом, несмотря на отбор, среди нас по-прежнему иногда рождаются социопаты. Люди, которые, при вполне сохранном интеллекте, не задумаются перерезать ближнему глотку, особенно если им это ничем не грозит. То есть если их что и останавливает, то только страх наказания. А никаких внутренних сдерживающих механизмов (которые, например, мешают вашей собаке взять и загрызть малыша, который тянет ее за хвост) у них нету. Их в самом деле не сдерживает ничего, кроме банального страха перед последствиями. Так уж они устроены. Мы их за это очень не любим и боимся.
Я не буду сейчас рассуждать о том, как все эти механизмы устроены изнутри. Гормональный фон, развитие определенных зон мозга, подавление одних импульсов, усиление других... - я обо всем этом краем уха слышал, но на самом деле ни черта не разбираюсь. Специалисты знают, как это работает. Я знаю только то, что эти механизмы есть, и что их поломка чревата неприятными последствиями.
То есть если так задуматься, технически ничто не мешает специально вывести породу, допустим, людей (или собак, или кошек), у которых такие механизмы будут отключены или ослаблены до предела. Злобных, агрессивных друг к другу и к окружающим, ненавидящих все живое. Просто никто этим заниматься не будет, ибо нахуа такое счастье? Оно ж тебя первого и сожрет. Но технически - можно. Даже путем обыкновенного искусственного отбора. А уж если подключить генную инженерию... И если знать, куда конкретно надо ткнуть и какой именно комплекс подправить, чтобы получить искомый результат... То за сотню-другую лет вполне можно управиться. Это если речь о людях, с кошками и собаками хватит и лет двадцати.
Толкин, я так понимаю, подобными вещами особо не интересовался, поэтому считал, что такое под силу не иначе, как Морготу. Но если так подумать - пожалуй, даже на современном уровне развития генной инженерии это вполне по плечу обычному человеку. Просто помимо того, что оно никому не надо, все подобные эксперименты на людях жестко ограничиваются еще и профессиональной этикой. А так-то - чо не сделать-то? Это тебе не человека с уникальными способностями к математике получить, тут механизмы куда понятнее и проще. Вот тут и тут поломаем, и привет.
Другой вопрос, что, как пишет Толкин, Мелькор живым не интересовался. То есть поначалу-то, наверное, и такое мог, ибо имел часть в дарах всех своих собратьев, но, надо полагать, к моменту пробуждения Детей Единого он эти способности порастерял. Ему бы извержение вулкана устроить, пол-континента опустошить - вот это да, это по нему. А в геноме ковыряться ему, наверно, скучно было. А вот если бы нашелся какой-нибудь толковый, но беспринципный майя Йаванны... Или, скажем, Ауле... Ой, погодите: тут сказано, что идея создания орков принадлежала Мелькору, а до ума ее доводил Саурон!
Тогда все сходится.
Пока Мелькор в Мандосе срок мотал, Саурон в Ангбанде, помимо всего прочего, увлеченно экспериментировал с выведением орков (в оригинале там глагол to breed, именно "вывести", а не "создать" и не "сконструировать", например). Создать на основе Детей Единого (скорее всего, все-таки людей, у эльфов слишком много всего ломать придется) злобных орков, ненавидящих все живое - дело относительно нехитрое. Другой вопрос - как сделать эту хрень еще и жизнеспособной. Чтобы они мало того, что плодились и размножались, но еще бы и детей воспитывали. Вырастить разумное (хотя бы относительно разумное) существо - процесс непростой, небыстрый и недешевый, если отключить у него вообще все механизмы, сдерживающие агрессию, у тебя следующее поколение просто не дорастет до сознательного возраста. Там же мало просто сиську давать, там заботиться надо, учить, воспитывать...
А хорошо бы сделать так, чтобы эти механизмы вообще были. Но в нужный момент - раз! - и отключались. Чтобы пока орки растут и воспитываются, они были бы относительно разумными, вменяемыми и способными к кооперации. Более или менее как люди. А потом чтобы - раз! - и становились злобными орками. Скажете "Так не бывает"? Ну вообще-то бывает. И почти все с этим сталкивались. Вот вчера еще ваш ребенок был славным, разумным, договороспособным пацаном или девочкой. А тут хлобысь - пубертат. И вот его уже не узнать. Капризничает, бесится, скандалит на ровном месте, все делает назло. И, главное, он же у вас умный и добрый. Он и сам понимает, что валяет дурака. Но ничего с собой поделать не может: гормоны-с! И какое-то время так и будет. Потом пройдет. Главное, чтоб вы за это время не повесились (шутка), и он чтобы не повесился (всерьез).
А если, допустим, взять примерно то же самое, но усилить раз так в десять или в сто? И сделать необратимым вдобавок? Чтобы вот эта вот гормональная буря, да на подростковый недоразвитый мозг, и так законсервировать навсегда. Ну и что, что проживет оно относительно недолго. Как раз хватит, пока тело не износится, а стариков нам и не надо.
Я думаю, что в конечном итоге Саурон пришел к чему-то вроде следующего. Живет себе где-нибудь в глуши тихое и мирное племя каких-нибудь охотников или скотоводов. Ничего особенного в них нет, если не считать того, что у них рождается непропорционально много мальчиков. Десять мальчиков на одну девочку, скажем. (Как этого добиться? Ну, например, можно сделать так, чтобы материнский организм отторгал женские эмбрионы, и большинство таких беременностей заканчивалось выкидышем). И все эти мальчики нормально растут и воспитываются, но только лет до десяти-двенадцати. А дальше большинству из них срывает крышу. Напрочь. Совсем. Они становятся агрессивными, невменяемыми и неуправляемыми. И их выгоняют из дома (звучит ужасно, но вообще такое у многих животных распространено: когда повзрослевших самцов выгоняют из материнского стада. В стаде - только самки и детеныши, а самцов гонят прочь, потому что ну невозможно же). Наверняка кто-то пробовал и оставлять и что-нибудь с этим делать - что только подтвердило правило, что так поступать не стоит. Если мальчику снесло крышу - это уже навсегда. Меньшинство мальчиков (ну, процентов пять-десять) нормально вырастают и вместе с девочками остаются продолжать род. А большинство уходят и сбиваются в банды. И там дальше уже проходят окончательную шлифовку, которая и превращает их в настоящих орков. И, кстати, эти уже не размножаются. Это слишком усложнило бы весь процесс. (Кстати, как вариант, можно сделать, чтобы в мирные времена соотношение М и Ж было более или менее пропорциональным, и орков почти не рождалось, а вот под влиянием каких-то внешних условий - например, хотя бы и сигнала от Темного Властелина, - оно смещалось на 10 к 1 и запускался процесс массового формирования орков. Тот самый случай, когда да, "мальчики к войне").
Причем предсказать, что вырастет из этого вот малыша, решительно невозможно. Мягкосердечный маменькин сынок, который про себя думает: "Неужели и я таким стану?! Нет, уж я-то никогда..." как раз может сделаться жутким свирепым орком. А задира, который только и мечтает вырасти большим и страшным, внезапно оказывается обычным дядькой, который до конца жизни так и будет крутить хвосты коровам. Оно должно быть непредсказуемым, иначе племя рано или поздно додумается до идеи отбраковки. Потому что двенадцать лет кормить у себя будущего орка, который в лучшем случае не вернется разорять родную деревню (а скорее всего, не вернется, пусть это будет табу, иначе подросших орчат будут не выгонять, а убивать) - оно как-то накладно. Но нет. Не угадаешь. Просто мальчиков там по умолчанию не любят и не особо ценят - все равно, скорее всего, отрезанный ломоть. Который мальчик час Х миновал благополучно - ну, это уже другой разговор, к нему и отношение другое.
Такая схема сразу решает кучу проблем, в том числе этических. Где орочьи женщины? Как орки размножаются, где растут и воспитываются? Нет никаких орочьих женщин. Нет и пресловутых "маленьких орчат", которых жестокие эльфы и кровожадные гондорцы безжалостно рубят своими огромными мечами. И сожженных орочьих деревень нету. Есть обычные человеческие бабы и очаровательные ребятишки. Из значительной части которых потом вырастет вот такое. А эльдар и эдайн либо не в курсе об этом (ну не вникали они, отчего у этих скромных дикарей так много мальчишек бегает и куда они все потом деваются), либо, даже если в курсе, ничего с этим сделать не могут. Потому что с бабами и ребятишками мы не воюем. А когда ребятишки выросли, с ними уже поди повоюй. А так-то, конечно, велико искушение решить проблему на корню и просто выжечь все гнездо. Но нельзя.
Экономически оно, конечно, труднообоснуемо, но с экономикой у профессора вообще швах, так что, думаю, на это можно просто забить.
Кстати, всякие странные народности, которые периодически у Толкина возникают - те же друэдайн или хоббиты, - могут быть побочными продуктами этих генетических экспериментов. Которые оказались жизнеспособными, но не пригодными для целей Саурона. Хотя, конечно, подобную версию происхождения хоббитов Толкин бы не одобрил. Да и друэдайн бы возмутились. Но, с другой стороны, в идее, что в конце концов Саурон оказался повержен благодаря потомкам жертв его же собственных экспериментов, тоже есть что-то неуловимо толкиновское... ;-)