Этот рассказ Днепрова я, помню, читал ещё в детстве. Тогда это выглядело именно как фантастика (эдакий фантастический памфлет), и я понятия не имел, что доживу до того дня, когда вся эта футуристика станет жуткой реальностью. Однако, на тебе, - дожил. В общем - усиленно рекомендую (он и короткий, а написан - прямо-таки блестяще...):
Клоп на транзисторах
Анатолий ДНЕПРОВ
Джукс орал во всю глотку:
- Разве так мухи летают? Разве мухи летают так?
Он вызвал киномеханика, шепнул ему что-то на ухо. а затем сказал:
- Пусть эти болваны посмотрят еще раз.
Киномеханик задернул шторы, и через минуту на экране появилось жуткое чудовище. Под изображением мелким шрифтом шло пояснение.
- Эй, Ричел, читайте вслух! - приказал Джукс.
- «Подотряд двукрылых насекомых...»
- Значит, сколько у мухи крыльев?
- Два.
- А у вас?
Ричел молчал.
Это была замедленная киносъемка. Чудовище грациозно подогнуло лапы, подняло крылья, вздернуло кургузый зад и медленно начало парить. Конический хоботок совершал замысловатые движения, словно антенна авиационного локатора.
Мы стояли зачарованные этим чудом природы и презирали Ричела. Презрение достигло апогея, когда экран на секунду погас, чтобы вновь вспыхнуть с другим изображением.
Вы видели когда-нибудь карикатуры Форса на наших политических деятелей? О его портретах можно сказать «До смешного похож!» Так вот это второе чудовище было до смешного похоже на только что улетевшую муху. Вместо того, чтобы сразу оторваться от опоры, оно сначала стало на дыбы и несколько раз подпрыгнуло, как на ходулях. В это время четыре крыла зачем-то сворачивались и разворачивались, а после замахали каждое само по себе. Мы прыскали от смеха, а сопляк Грин прямо-таки заржал, чтобы угодить Джуксу.
- А теперь убирайтесь вон!
Начало этой затее было положено в кабинете Джукса, где мы собрались, чтобы послушать, что скажет нагловатый молодой парень, приехавший из столицы.
- Вам оказана великая честь... Сам президент... Управление требует непрерывной информации... Полнота сведений...
Рис. А. Яцкевича
После этого в нашем институте ввели пропуска и у двери поставили трех сменяющих друг друга верзил, которые ничего не слышали и ничего не видели, кроме пропусков. Всех нас проверили и выдали свидетельства.
А когда формальности кончились, нам объяснили, чем мы будем заниматься. Мухами. Точнее, радиомухами. А еще точнее, радиомухами на молекулярной электронике.
Представляете! Летит себе этакая муха и несет в нутре приемно-передающее радиоустройство. Садится вам на плечо (нужно предусмотреть, чтобы она садилась именно на плечо, а не на нос или на голову), а вы в это время шепотом говорите своему ближайшему другу, что, мол, наш президент - того, его первый помощник - тоже того, министр обороны - явно того, и так далее, все, как есть на самом деле. Радиомуха все это принимает и на коротких волнах передает куда надо. Там это слушают, записывают на магнитную ленту, по специальным кодовым посылкам определяют местоположение мухи, дают по радио команду ближайшему полицейскому посту, оттуда к вам навстречу выезжает закрытая машина. А муха летит дальше и садится на следующее плечо.
Но это, так сказать, уличные мухи. А должны быть мухи комнатные, кабинетные, мухи для общественных помещений, мухи транспортные, в общем, всего около сорока различных вариантов радиомух, при помощи которых государство будет постоянно держать руку на пульсе нации и своевременно принимать нужные государственные решения.
Если вы думаете, что это была легкая задача, то вы глубоко ошибаетесь.
Вот несколько главных требований, которые были сформулированы в техническом задании на радиомуху.
1. Она может летать, ползать и, когда нужно, сидеть неподвижно.
2. Она не опускается на субъектов с обостренной нервной системой, а парит над ними.
3. Муха имеет автономный источник питания.
4. Дабы не вызывать подозрений, она должна притворяться дохлой под действием инсектицидов.
5. При сильном нажатии она жужжит, а затем раздавливается с характерным хрустом.
6. Муха работает круглосуточно и раз в неделю прилетает в назначенное место для профилактического осмотра.
7. Она не должна преследовать высших государственных чиновников (за исключением нескольких фамилий, хранящихся в сов. сов. сов. сов. секретном пакете).
Муха как приемно-передающее устройство не представляла никакой сложности. Этим занялся Кумарон, наш главный молектронщик, который за неделю составил принципиальную блок-схему и разработал технологию соединения молекулярных диодов и триодов в объеме, равном одной трети объема мухи вульгарис. Киркип, как мы его называли, Киркип-питание, предложил элементарную, но надежную схему мушиной энергетики за счет электромагнитного поля, создаваемого круглосуточно нашей пропагандистской радиостанцией «Свободный мир». Сморкающийся Грин отлаживал ориентацию мухи в пространстве и времени. На Ричела пала вся механическая часть: летание, жужжание, ползание по горизонтальным и вертикальным стенкам, а также парение над головой важного для государства нервного субъекта и замирание под действием ядохимикатов. Я отвечал за внешний вид мухи и за то, чтобы она как следует раздавливалась.
Вскоре мы убедились, что зависим друг от друга и все вместе от Ричела. Мушиная электроника не могла надежно работать без должной экранировки, но металлический корпус исключался, так как не раздавливался. Муха - летательный аппарат с машущими крыльями, но эти крылья не должны отражать радиоволны, иначе не будет надежной ориентации в пространстве.
Однако все эти научно-технические проблемы поблекли перед проблемой психологической: муха должна самостоятельно выбрать того (или тех), относительно кого (или которых) нужно принимать важные решения. Как она должна это делать?
- Ребята, вы сущие младенцы! - разводил руками розовощекий консультант с брюшком и с добрыми голубыми глазами. - Таких видно сразу: идет нахохлившись, читает газету, злобно выкидывает ее в урну, говорит шепотом, оглядывается по сторонам. Вот и все. Его и брать на мушку.
Кумарон взвыл. Он тщательно записал набор признаков гипотетически важного типа и принялся за составление алгоритма и схемы молекулярной электронной счетно-решающей машины, которая бы по вышеперечисленным оптическим и звуковым данным ориентировала муху.
Но теперь одной трети мушиного объема перестало хватать. Кумарон сцепился с Киркипом-питанием. И с радионаправленностью. А после, все вместе мы кинулись к Ричелу и стали умолять его, чтобы он потеснился с механикой.
Он теснился. Боже, как он изощрялся! Пустой макет невозможно было отличить от нормального существа, созданного господом богом. Но как только в муху запихнули радиоприемник, радиопередатчик, счетно-решающую машину, питание и жидкость, она отяжелела и перестала летать! Тогда все набросились на меня и сказали, чтобы я убрал свою вонючую смесь. Но я не мог этого сделать, потому что для производства мушиного экстракта на юге страны уже был построен завод. Ричелу пришлось для уличной, очень подвижной мухи заменить одну пару крыльев двумя.
Через неделю после взбучки у Джукса муха, наконец, перестала перед взлетом становиться на задние лапы. Мы изготовили несколько десятков образцовых мух и повезли их на полевые испытания.
В пустыне был изготовлен макет современного города с улицами, с ресторанами, автомобилями, электростанцией и радиостанцией «Свободный мир». В этот город нагнали разных людей, они вели себя как бы нормально, и на них нужно было проверить всю нашу молектронику.
Первая муха села на плечо Ричела. Мы долго не понимали почему, но, оказывается, в этот момент он микроманипулятором наскоро ремонтировал лапы другой мухи и про себя шептал нецензурные слова. Когда Ричел во весь голос запел наш национальный гимн, муха оставила его в покое и отправилась искать более подходящий объект. Мы к своему удовольствию скоро установили, что приехавшая в макетный город публика не особенно верила в успех предприятия и действительно вела себя естественным образом, Во всяком случае, очень скоро мы стали обладателями огромного количества пикантной информации.
Что до политики и экономики, то здесь больше всего не повезло двум депутатам от оппозиционных партии. Над ними мухи роились, как над навозной кучей, и тогда сразу же пришла мысль снабдить всех членов парламента мухоотталкивающим микрорадиоаппаратом.
В институте мы с жаром принялись обрабатывать результаты полевых испытаний и вносить в схемы мелкие поправки. Одновременно появились технологи, которые по нашим данным срочно проектировали комбинат по массовому выпуску продукции.
Настроение у всех было безоблачным и радостным, и после работы мы отправились в нашу кантину. Мы болтали о том, о сем, ржали, как лошади, когда вошел Ричел и, окинув всех мрачным взором, вдруг уставился в потолок. Мы ничего не понимали и тоже подняли головы, и то, что мы там увидели, заставило нас, сильно подогретых, оледенеть. На потолке сидел, по крайней мере, десяток мух.
Подонок Грин запел национальный гимн. Одна муха сорвалась с потолка и перелетела на другое место, поближе ко мне. Я совершенно протрезвел и стал хвалить министра нашей культуры. Моя муха не двигалась с места! Тогда я тоже запел национальный гимн, но она продолжала сидеть неподвижно. Я крикнул во всю глотку: «Да здравствует президент республики!» Муха стала кружиться вокруг Ричела. Я почувствовал себя предателем. В кантине водворилась зловещая тишина. Все взоры были обращены на потолок.
Мы и не заметили, как долговязый Кумарон поставил три стола один на другой и начал медленно ползти вверх. Только тогда, когда раздался громкий хлопок и башня из столов вместе с Кумароном рухнула, мы обратили на него внимание.
Лежа на полу, он медленно разжал кулак Между пальцев застряла муха. Он начал на нее надавливать. Она судорожно зажужжала, а затем лопнула. Кумарон передал труп мне на исследование. Я ее понюхал.
- По-моему, это настоящая муха.
- А точнее?
- Нужен микроскоп...
Грин вызвался пойти за микроскопом. Он пошел и не вернулся. Микроскоп принес Ричел. Это была настоящая муха.
За это время Кумарон изловил еще три мухи, и все они оказались настоящими. Что касается остальных, то они были дьявольски изворотливыми, и поэтому остаток ночи мы пропели национальный гимн.
На следующий день мы пришли на работу и узнали, что всех нас уволили как неблагонадежных. Покидая институт, мы остановились у двери кабинета начальника, откуда раздавался крик Джукса:
- Разве клопы так ползают? Разве клопы ползают так?
"Изобретатель и рационализатор" №2, 1982 г.
***