Больше 15 лет назад я выдвинул постулат, что Православие со временем все более отрывается от реальности. Не в смысле Евангельских истин, а как корпус общепринятых нравоучительных положений, касающихся отношения к жизни.
Вот пример. Наши предки считали, что любые испытания посылаются Богом:
1. Как доказательство, что Бог любит нас.
2. За наши грехи. То есть заслуженно.
Общая логика такова: Бог любит нас и хочет, чтобы мы попали в рай. Для этого надо раскаяться во грехах. Поскольку мы сами неспособны, то приходится посылать испытания. Православные называют это "врачеванием".
Отсюда требуется понять, в чем именно был грех и начать каяться пред Богом. Если полноценно не раскаяться, то Бог будет посылать всё новые испытания.
Любые последующие беды неопровержимо доказывают, что полноценное раскаяние не было достигнуто. Гордыня не преодолена. Что и подтверждают новые испытания.
Это очень строгая и даже совершенная логика.
Просто так никакие беды не ниспосылаются. Все имеет причину, которая интерпретируется в парадигме отношения людей с Богом: "сами виноваты. Кайтесь".
Логика осмысления мира, в которой любые события связываются с Богом, является утопической. Она не помогает современному обществу выживать. Потому что теперь для выживания нужно рационально познать хотя бы некоторые причины.
Это особенно важно для власти. Чтобы принимать правильные решения. Власть не может позволить себе роскошь придерживаться церковных интерпретаций. И это уже давно так. Это понял ещё Пётр I.
Лет 10 назад Патриарх сказал такое по поводу причин Великой Отечественной войны. Мол, это было справедливое наказание за грехи наши - богоотступничество 1917 года.
Он тут же понял, что был не прав. Этого говорить не следовало. В обществе достаточно людей, которые знают истинные причины войны. Совсем редко, но встречаются и те, кто знает истинные причины революции.
Такое прокатывало среди необразованных крестьян.
А еще среди церковных верующих есть "уранопатриоты", которые считают, что надо любить только Бога. Те, кто любят свое Отечество, тем самым изменяют Богу. Россия это ж падшая, низменная реальность, в конце времен она должна сгореть. Как можно привязываться душою к временному?
И здесь такой деятель есть. Очень известный в церковных кругах, между прочим. Сейчас с патриаршей миссией в Южной Америке. Видели бы вы, как его репостят и цитируют!
Так вот, православная интерпретация теракта в "Крокусе" может быть только одна. Это наказание за грехи. Стало быть, Бог пропустил террористам сделать своё черное дело. Так было нужно Богу.
Дальше начинаются всякие интерпретации на тему конкретики грехов.
Но когда председатель Союза Писателей заявил, что этим грехом было посещение концерта на первой неделе Великого Поста (в смысле, потерпевшие сами виноваты) то его чуть не затравили.
А ведь строго из православных воззрений он был прав. Увеселения действительно не допускаются. Для того и Великий Пост.
К слову, совершенно нелогично просить прощения в последнее воскресенье, а потом нарушать Пост, не только вкушая скоромное, но и посещая увеселительные мероприятия. Почему выбрали одно и упустили всё остальное?
Впрочем, люди живут удовольствиями, а не логикой. Приятно же попросить прощения. Приобщиться к красивой традиции, так сказать. Опять же, ни к чему не обязывает.
Итак, если вы мните себя православным верующим, то должны признать, что жертвы в "Крокусе" получили своё заслуженно. Так им и надо. Нефиг шляться по концертам в Великий Пост. "Бог поругаем не бывает". Одно из двух. Либо крестик снимите...
Встречается мнение, что описанное есть осуждение ближнего, с Православием несовместимое. Это неверно. Отличие осуждения от рассуждения в том, что в первом подразумевается, "зато я не такой" и наличествует эмоциональная составляющая. Во втором выстраиваются причинно-следственные связи: "грех=>наказание".
А как иначе можно избегнуть греха? Как понять, за что Бог наказывает? Как интерпретировать суть событий?
Как осмыслять католиков и разделение церкви в 1054 году? Это тоже будет осуждение ближнего?
Апостол Павел утверждал, что все христиане составляют единый организм. Стоит одному органу заболеть, как страдает целое. Поэтому нам важно знать, что делают другие христиане. Как они грешат.
Разумеется, церковные иерархи на тему теракта благоразумно помалкивают. Хотя думают точно так же. Первая неделя Великого Поста самая строгая. Нужно молиться, максимально строго поститься и слушать радио "Радонеж".
Когда я был церковным верующим, то духовник благословлял первую неделю питаться даже без растительного масла, одни варёные овощи. Это называется "сухоядение". И да, тогдашний я тоже признал бы, что жертвы сами виноваты. Мне пришлось дистанцироваться от Церкви, чтобы вернуть былую ясность ума. Иначе не получалось.
Вот и судите, насколько Православие (взятое в целом, включая отношение к жизни) соответствует нашей эпохе.
Что можно сделать? Внести изменения в эту логику. Которые совершенно необходимы. Но делать этого никто не будет.
Во-первых, наши предки с этим жили, а "они были не глупее нас. Не мы это придумали, не нам и менять".
Во-вторых, общецерковное мнение чудовищно консервативно. Так как целиком и полностью обусловлено воззрениями приходских бабушек.
"Скорость эскадры в море зависит от скорости самого медленного корабля".
Это оно и есть. Именно так и работает "Соборный разум церкви", которым кичатся решительно все церковные верующие. Для них это ещё круче, чем Artificial Intelligence для наших современников. Даёт любые ответы.
Если пытаться вносить любые изменения, то может произойти церковный раскол. Однажды такое уже было. Люди разделились на тех, кто держится прежних взглядов и на тех, кто поддержал необходимые изменения. Разумеется, власть была с последними. Первых пришлось столетиями уничтожать физически. Те самые "массовые репрессии" вовсе не Сталин придумал.
Потому что Система Выживания альтернативных мнений не признаёт.
Истина может быть только одна. Кто не с нами, тот против нас.