Расшифровка диктофонной записи.
Беседа с Алексеем от 23.03.2019 г.
И: ...На русского человека очень хорошо действует «кнут». Как бы вот эта идея у нас растворена в воздухе. Но вот смотри. Например, нужна какая-то цель. Ну даже та же самая сталинская индустриализация. Согласись, она была произведена исключительно за счёт «кнута»? «Пряника» почти не было.
А: Да.
И: Безусловно, на фоне «кнута» (угрозы ареста) пайка чёрного хлеба уже является «пряником». Но мы же не будем рассматривать такие вещи, как бы крайности. У нас рассуждают как. К примеру, когда расуждают, что надо победить коррупцию. Что обычно говорит любой человек? «Посадить всех коррупционеров». То есть сразу предлагается «кнут».
Приходят умники, которые говорят: «а давайте использовать пряник в борьбе с коррупцией». Другие смотрят ещё глубже: «гибко использовать пряник и кнут, надо как-то заинтересовать чиновников, с одной стороны наказывать зарвавшихся взяточников, а с другой создадим какую-то систему, что им было интересно, например, поощрять тот же самый прогресс».
Обрати внимание: когда наши теоретики говорят о том, что есть «пряник», как они воспринимают его? «Пряник» воспринимается как диалектическое дополнение к «кнуту». И какой «пряник»? Практически только материальные блага, карьера и успех. Ну ещё, может быть, комфорт. В самом крайнем случае - экология. Но не более того.
В сознании наших людей, «пряник» - это всегда материальные блага.
Это очень важный момент. Когда у нас рассуждают о любых реформах, то говорят: "надо использовать "пряник". Например, как инженер или учёный будет работать, создавать новое? Надо ему больше платить.
Но это проблему не решит. Например, ученый будет заказывать платные публикации, чтобы увеличить свой индекс цитирования. То есть пойдёт на обман, чтобы получить ещё больше. Инженер может делать приписки. Ну, и так далее. Словом, всё равно процесс не пойдёт. Одного "пряника" недостаточно, чтобы "запустить" развитие.
Идею, что карьера, успех, материальные блага, деньги, лежат в основе мотивации - эту идею мы переняли на Западе. Несмотря на то, что материальные блага всегда любили все люди во все времена. Но в нынешней форме мы содрали их на Западе, и считаем, что достаточное инженеру заплатить не 15 тысяч, а 150, и он сразу станет изобретателем, и у нас пойдёт инновационный процесс. Забывают о том, что сама система не будет способствовать его изобретениям, если они не будут внедряться. Забывают о том, что на Западе есть институт частных инвесторов. У нас в инновациях не заинтересована властная пирамида. Она не заинтересована даже в развитии сословия интеллигенции. И многое другое.
Так вот. Дело в том, что эта идея "пряника" сформулирована неправильно. Мы подхватили на Западе внешнюю, формальную сторону, не обратив внимание, на каком фундаменте она покоится.
Настоящим диалектическим дополнением к "кнуту" является не "пряник", но самоуважение. А от него уже вторичны карьера, успех, деньги. Хотя бы потому, что западный прогресс, он же построился на протестантской логике, протестантской идеологии. А если копнуть, то там как раз в основе самоуважение. Об этом пишет и Вернер Зомбарт в фундаментальном труде о развитии капиталистического духа.
У нас, как всегда, смотрят на результат, копируют внешнее, пропуская самое главное базовое звено. А если нет самоуважения, то что у нас получается? Сколько человеку не плати, ему этого всё равно будет мало. Не уважая себя, он пойдёт на любые нечестные ухищрения, чтобы заработать больше. Не уважая себя, он не будет уважать и закон. Самоуважение первично по отношению к юридическому сознанию. Не уважая себя, человек не будет уважать и свою историю. Почему на Западе так тщательно ухаживают за могилами, причём даже и формальных врагов? Этому способствует самоуважение. А институт благотворительности?
И многое другое, я это прописал в отдельном тексте (
https://kot-begemott.livejournal.com/2923297.html). И наш человек, обманывая всех, стяжая всё больше, будет искренне считать: «ведь я этого достоин».
А: Ну да, адекватности не будет.
И: Есть ли у русского человека самоуважение? Вспоминается фраза из "Белой гвардии" М. Булгакова: "Для русского человека честь - лишнее бремя". Вся наша система устроена так, что невозможно уважать себя. И невозможно жить по честному. Всё равно, придётся давать взятки, обманывать, и так далее. Вот, я выкладывал рассказ инженера, как он пытался составлять проекты без откатов (
https://kot-begemott.livejournal.com/2957989.html). Ему как дважды два доказали, что в таком случае предприятие не сможет работать. Прежде всего, из-за постоянного давления властей.
Не может быть самоуважения у человека в системе, доминируемой властью. Где власть - та печка, от которой все пляшут. Где от власти вторична вся экономика. Чем ближе ты к власти, тем более ты состоятелен и тем надёжнее твоё положение, но и тем более ты беспредельщик. И честная конкуренция без самоуважения невозможна. Она сведётся к тому, что будут конкурировать между собою властные "крыши". Мне покровительствует генерал ФСБ, а твоему бизнесу - генерал ГРУ. Кто победит, тот и съест конкурента.
Но так или иначе, без самоуважения человек быть не может. Это же основа нашего общечеловеческого нарциссизма. Скажем, азиат уважает себя за то, что у него самая правильная религия. И ещё за силу. Что кричит мусульманин, когда пущенная им ракета попадает в цель? Он восславляет Аллаха. Он думает не о себе, не о чудесных инженерах, создавших ПЗРК, его первая мысль - об Аллахе. Вот основа его самоуважения. А когда они на свадьбах стреляют в небо из "калашниковых", то при этом демонстрируют всем вторую свою главную ценность - силу. Вот и всё азиатское самоуважение.
В России уважение совершенно другого плана. Русский человек гораздо более чем себя уважает власть. А западный человек больше уважает себя, чем власть, он считает что власть должна ему служить. Что они как бы на равных. Русскому человеку такое и в голову не придёт (ну, основной массе русских, я не беру образованных выскочек). В норме, русский человек готов служить власти (лишь бы она была правильная). Как убедительно философ А. Панарин пишет о традиционной русской служилой этике! Мы с Западом в этом отношении полные антиподы.
Русский человек уважает власть больше, чем себя, и себя он начинает уважать тогда, когда у него правильная власть, достойная уважения. Он как бы надувается от гордости, что у него правильная власть. Помнишь как советское время говорили? «У нас, советских, своя, особенная гордость». Как там в песне у Никитиных? "Мы не сеем, не пашем, не строим. Мы гордимся общественным строем". Мы гордимся самым правильным строем, а потом уже уважаем себя. То есть у русского человека иной, опосредованный тип самоуважения, который завязан на власть.
У нас власть важнее, чем деньги. На Западе самоуважение важнее, чем деньги. Почувствуйте разницу.
И именно поэтому у нас никакие прогрессивные изменения невозможны. Именно потому, что они могут идти только со стороны власти. Потому что всё на неё завязано. Переключить на самоуважение индивидуума мы эту систему не можем. Потому что она уже сформировалась. Наши теоретики должны осознать, что самый главный «пряник», обеспечивающий развитие - это не материальные блага. Главный «пряник» - это самоуважение. Если человек уважает себя, то он, даже получая небольшие деньги, будет качественно трудиться. Мне рассказывал очевидец, что по центру Праги идёт трубочист, в грязной одежде, со всеми своими средневековыми причиндалами, так вот он идёт и по его походке видно, что он уважает свой труд. У нас трубочист был бы ну вот просто никто.
Второй пример, когда кто-то из русских писателей в Лондоне, в XIX веке ударил тростью извозчика, так, знаешь, «пошёл, Ванька!» Тот оборачивается и говорит: «как вы смеете меня бить, я такой же джентльмен, как и вы». На Западе простой извозчик 100 лет назад считал себя джентльменом. У нас уважает себя тот, кто ближе к власти. У нас иерархическое мышление. В 90-е очень многие таксисты жаловались, что подавляющее большинство клиентов, когда садится, ведут себя как баре, которые заплатили и ты здесь вообще никто.
При обобщении этой логики мы понимаем, что у нас уважать себя может только "барин". А простой человек может уважать себя, когда он принадлежит "хорошему барину". Когда у него "правильный барин".
Итак. Дополнением к «кнуту» являются не материальные блага, а самоуважение, и его надо развивать у русского человека. Самоуважение в отрыве от власти. Не завязанное на власть. И импульс к развитию такого самоуважения может исходить только от власти. Но, тогда, конечно, власть отпилит сук, на котором сидит. Ей придётся становится ответственной. Быть не всесильными боярами, но простыми функционерами. Точно так же уважать и общество, и закон.
А: Самое главное что у нас всё на очевидности. Что вот дал денег и всё отлично. Нет, не работает. И кстати даже на Западе это не работает. Ты этот момент показал, а у нас примитивизация идёт всего вся, особенно того, что касается Запада. Никто толком не разбирается, а ты это всё фактически красивую картинку в клочья.
И: У нас как всегда перепрыгнули через самый главный этап. Взяли внешнее, не обратив внимание на внутренее.
А: Потому что самое главное пропускается, опять как обычно. Берётся какая-то внешняя сторона без понимания последствий.
И: У нас берётся следствие, но не берётся причина.
Благодарность Алексею К. за набор текста