Расшифровка диктофонной записи.
Беседа с Алексеем от 26.03.2017г.
И: Ты никогда не задумывался на одним вопросом? Вот я, например, думал над этим лет 30. Вот современные западные театральные модернистские постановки, это зачем? Вот нахрена оно нужно?
А: Тут два варианта. Самовыражовывание автора или попытка осовременить сюжеты...
И: Ну это понятно, но зачем? Вот что такое классика? Вот возьмём Островского, пьеса "Гроза" - классика. Помнишь там сюжет? Ну, была там старая бабка, которая затроллила молодую девку. Вот представь: передо мной или тобой стоит задача её поставить на сцене театра. Что мы будем делать? Мы покажем сюжет Кабанихи, особенности её времени, саму коллизию, почему сын не стал защищать свою жену (он там слабохарактерный) и так далее и тому подобное, и это всё надо показать художественными средствами.
Что делает классика? Она показывает нам Высокие Идеалы. Если мы ставим классику, то мы должны наиболее адекватно отразить эти идеалы, то есть просто приблизиться к авторскому замыслу. Конечно, там есть какие-то оттенки, но мы всё равно должны показать Высокие Ценности, которые описал автор. И Сделать это достаточно совершенно.
Для нашей культуры постановка классики - это всё более совершенное проникновение в особенности замысла автора. Всё. Ну, и показать это зрителям соответственно. Причём естественно, если мы будем делать постановку XIX века, то мы постараемся сделать антураж XIX века чтобы вписать зрителя в этот контекст. Вот помнишь как это сделано в фильме "Москва слезам не верит"? Когда они едут на дачу, сразу начинает играть музыка 50-х годов. И она сразу погружает тебя в это время. Хотя дорога-то современная. Это сделано специально, чтобы погрузить зрителя в то время. Значит надо поставить ту мебель, те стаканы, чтобы зритель почувствовал себя в том времени, приобщился к этому времени.
Что делают на Западе? У них Кабаниха, выйдет блин, на мотоцикле в кожанке! А почему? А потому что аллегория. Она же всех давит, вот она и давит всех на мотоцикле. Муж Екатерины будет каким-нибудь карликом, Екатерина будет дайвером - она бросается потому что привыкла нырять. Я был на современной постановке Джигарханяна, в кинотеатре "Прогресс", всё детство по воскресеньям ходил в этот кинотеатр. Сейчас там театр, я пошёл на современную постановку. Весь оплевался! Боже, я столько денег отдал за билет, за это говно! Шестьсот рублей, это ж три бутылки водки! Я был в ужасе, зачем это было сделано?!
Зачем существуют современные постановки?! Когда существует классика, её надо и показывать!
И тут меня внезапно осенило. Я смотрел интервью с каким-то режиссером и понял, зачем они это делают. Они не могут этого не делать. Они уже так устроены. Это для нас существует классика, Высокие Идеалы, Высокие Ценности, которые самые главные, а остальные - второстепенные и малоценные, ну по крайней мере для интеллигентов, да? На самом деле - нет. Я думаю что для всех они существуют. И существует также нечто временное, преходящее, какие-то несуразности.
А для западного человека это всё на одном уровне, они равночестны. Классика или что-то другое, какая хрен разница? Но для него тоже есть кое-что высшее и главное. Это прогресс. Западному человеку всё время неймётся. Ему надо всё время создавать новое. Он не понимает - как это так - всё время повторять одну у ту же классику. Надо новое открыть! Новое прочтение!
А: Нету силёнок на новый сюжет...
И: Нет, силёнки на новый сюжет у них есть, всё у них есть! Они просто не понимают, зачем входить несколько раз в одно и то же, надо вперёд идти! И когда мы с тобой рассуждали, что вот смотри, есть Высокие Ценности, их нужно раскрыть и ты со мной согласился, то знаешь что мы сделали? Мы с тобой отвергли прогресс. Когда у нас с тобой был консенсус. Зачем нужен прогресс, когда у нас есть Высокие Ценности?
Прогресс настолько вошёл в плоть и кровь западного человека, что он просто не понимает, как это так - повторять одно и то же, да ещё и считать его Высшим. Ведь Высшее - это прогресс, ради прогресса надо всё время менять. Кабаниху на мотоцикл посадить, потом вместо неё сковородку вынести. Всё время должно быть новое, иначе западному человеку скучно. Какие-то Высшие Ценности, да нахрен это нужно! Прогресс заместил собою всё.
Но на самом деле, конечно, всё сложнее - прогресс идёт в связке с гедонизмом. Это всё делается для удовольствия. Если копнуть христианским категориями, то, что делает Запад - это вхождение широкими вратами. Он просто идёт на потребу животной натуры. И прогресс этот, между нами говоря, совершенно демоническая вещь. И то, что мы не идём по пути прогресса - это нас Господь удерживает. Но прикол заключается в том, что у нас выбор между прогрессом и казармами с Путиным. Либо казарма и путинщина, либо прогресс.
А: Или навальщина.
И: Да я собственно не слышал у Навального никаких интересных идей. Всё, что он предлагает - дешёвый популизм. Вот, там Медведев наворовал. И что? Ты мне идею предложи, чтобы работало! Медведев, блин, наворовал. Ну так то же самое Ельцин говорил в начале своего пути.
Западный человек не может жить в реальном мире. Он не принимает его таким как есть, его надо всё время преобразовывать делать новым. Это тот самый автомобиль без руля, который прёт всё время вперёд. Куда переть - ему неинтересно. Главное - вперёд. Россия - автомобиль, которые никуда не прёт, а сидит в тёплой кабине и говорит: "благодать преодолевает естества чин". Никуда ехать не надо, у нас есть Высокие Ценности. Мы с тобой с этого и начали. Мы отрицаем прогресс, хотя рассуждаем о том, чтобы запустить развитие. И обрати внимание: на первый взгляд это противоречие кажется необратимым.
А как преодолеть это противоречие? Менять натуру русского человека? Менталитет менять? Превращать зайчика в ёжика? Ну у нас это пытались сделать в 90-е годы, и что? Горбачёв пытался делать и хорошо делал. Только это не нужно было русскому человеку. Русскому человеку не нужен прогресс, он не вошёл в плоть и кровь. А что у нас в плоти и крови? А вот эти самые Высшие Ценности. Но туда также относятся Бог и Государь.
Мы можем выкрутить прогресс в том случае, если введём их как логическое звено. Западный человек и прогресс состыкуются напрямую. Американец - идеальный прогрессист. Эрнст Неизвестный пишет: "здесь, в Америке, каждые полгода новая революция, всё меняется". Какое-то новое изобретение и тут же во всех ВУЗах новые специальности по поводу этого изобретения. Выделяются деньги, появляются новые рабочие места. Всё сразу меняется только потому, что какая-нибудь новая нанотехнология изобретена.
Западный человек ориентирован на прогресс напрямую. Он всё будет пытаться сделать лучше. Русский человек тоже будет пытаться делать лучше. У нас же эволюционировало землепашество с X-го века по XVIII-ый? Пока мы с Западом не стали контактировать. Ну там, форма плуга и так далее. Просто она очень медленно эволюционировала. Если взять Запад, то сам понимаешь как это выглядит? То есть прогресс у нас тоже есть, но он где-то там, задвинут.
И если мы хотим быть в современном обществе, а не колониальным придатком, то нам надо запускать прогресс. Нам никто его больше не принесёт как в 30-е годы за денежку. Это уже так не делается. И вот обрати внимание на противоречие натуры русского человека. О нём никто не пишет, но оно очень интересно выглядит. Он принимает прогресс на уровне слов. На уровне бла-бла-бла. А в глубине души у него этого нет. А плоды прогресса он очень охотно принимает.
И вот на русского человека на верёвочке с неба спускаются айфоны, автомобили, интернет, электронные книги, галогеновые лампы, плазменные панели всё это откуда-то сверху, с неба.
В данном случае прогресс нам обеспечивает Бог. А мы просто пользуемся его плодами. Запад - это Бог для нас. Это очень серьёзная вещь и её нельзя недооценивать. Мы относимся к Западу как к божеству, которое одаряет нас плодами прогресса. Сам прогресс нам нахрен не нужен. Нам нравятся плоды его. Потому что прогресс - это такая штука, которая в крови должна сидеть. Мы обожествили Запад и когда копируем его, то считаем, что приобщаемся к прогрессу. Это столь же безумно, как копировать Бога. Мы не приобщаемся к прогрессу.
У меня есть рассуждение, чем вредно копировать Запад. Инициатива душится на корню, иллюзия создаётся что мы прогрессивные, потому что купили полсотни заводов с новым оборудованием. Это прогресс? Нет. Прогресс у тех, кто эти заводы придумал. И получается что нам для прогресса препятствуют эти Высшие Ценности, с которых мы начали.
Но мы же их никуда не денем, под них уже психические помещения отведены, вся тысячелетняя культура на них построена. Мы уже не можем это убрать. Мы обречены. Поскольку у нас есть Высшие Ценности и они не прогресс в отличие от Запада. Мы всегда будем от них отставать. Потому что мы всегда будем говорить, что классику нужно раскрывать внутрь, а не обновлять каждый раз модернистски.
Запад всё время прёт вперёд. Его не интересуют Высшие Ценности. Но есть такое выражение: "даже сломанные часы два раза в сутки показывают правильное время". У Запада всё наоборот. Он прёт вперёд и время от времени выдаёт правильные вещи. Иногда. Потому что всё равно изнасилование классики во имя непонятно чего - это извиняюсь дебилизм, а не прогресс. И, продолжая о западном прогрессе между прочим, мы не понимаем бездну между нами и ими. А бездна заключается вот в чём. Элтон Джон женился на каком-то там парне, суррогатная мать родила им ребёнка и они его воспитывают. На Западе все спокойно на них смотрят и думают: "а что, нормальная семья". Два гея, блин, ребёнка усыновили. У нас был бы скандал на всю страну. Кем вырастет этот ребёнок, таким же извращенцем? Это же очевидно. А у них на Западе нет понятия "извращение". Просто нет.
Так вот, прикол заключается в том, что мы "неправильно" смотрим на их потакание геям, разрешение вот этой гейской культуры. Мы на это смотрим как на безнравственность. А для них это просто очередное модернизационное обновление. Для них это просто очередной шаг в их движении вперёд. Для них и нравственности-то уже нет. Для них нравственность равна законности. Для них что законно - то нравственно. Нравственность ведь что-то Высшее, это Бог в моей душе. Я поступил плохо и от этого мучаюсь. А для западного человека этого нет. Раз это законно, значит какая тут нравственность? Для них просто уже давно нет такой системы координат. Мы их вообще не понимаем, что они за люди. У них другая селезёнка.
И вот получается так, что этот Запад находится для нас на месте Бога. Мы задвинули Бога, а вместо него Запад теперь посылает изделия прогресса. Получается что у нас нет вариантов, кроме как использовать Высшие Ценности во имя развития.
Только что мы начали с того, что эти Высшие Ценности мешают нашему развитию. А вот теперь я говорю, что у нас нет вариантов, кроме как использовать их для развития. Идея "волшебного пенделя". Бог даёт волшебный пендель, говорит: "вставай давай со своей печи", и русский человек зашевелился. То же самое делает Государь.
Всё очень просто. Мы опять возвращаемся к тому, о чём говорили последние несколько месяцев. Нам нужен такой прогресс, в котором участвует государство. Вот на Западе государство просто собирает налоги, следит за соблюдением законов, содержит армию, полицию и так далее. Но оно не участвует в прогрессе. Оно не может в нём участвовать. Именно поэтому так смешно выглядят фразы что "мэр Нью-Йорка высказался против продажи хот-догов". Когда у нас Собянин высказался против шаурмы, то у нас начали иронизировать, что мэр Нью-Йорка высказался против хот-догов. Или Путин выделил деньги АвтоВАЗу чтобы выпустили новую Ладу. А ведь если бы он не выделил, её бы не выпустили.
Это же всё из бюджета пошло. Ты можешь себе представить чтобы какой-нибудь Крайслер получал из бюджета деньги, чтобы выпустить новую модель? Или Форд? Да это смешно блин. Они получат у банков, потом вернут всё до копейки с процентами. Именно поэтому смешно выглядят фразы, что Путин куда-то там съездил и что после этого выплатили пенсии или зарплаты таким-то сотрудникам. Именно поэтому смешно звучит картина, что Обама приехал на какое-то американское предприятие и после этого сотрудниками выплатили зарплаты. У нас в развитии должно участвовать государство. Но мы не хотим это признать.
У нас всё время существует в головах, навязанная нам между прочим периодом модерна, схема, что развитие должно происходить посредством конкуренции. Конкуренции особей, конкуренции предприятий, конкуренции корпораций. У нас в головах всё время сидит эта схема: "конкуренция + свобода". А на самом деле у нас не может быть конкуренции. И мы с тобой год назад или два года назад говорили, что у нас конкуренция между производителями сведётся к борьбе за влияние на царя. Кто присосётся к бюджетному потоку. Вот существует производство таких самолётов и вот таких. Кто победит, тот и получит государственное финансирование. И в СССР так было и сейчас, ничего не изменилось.
Для нас развитие - это просто присасывание к государственному бюджету. И это касается всего. А мы не хотим этого признать. Мы строим из себя европейцев. Что говорит Навальный? "А вот дай свободу и всё будет развиваться". Да если русскому человеку дать свободу, при том что мы описали (когда есть Высшие Ценности), свободу вообще нельзя давать. Она ему противопоказана. Потому что свобода идёт в связке с юридическим сознанием, когда ты закон ставишь превыше всего, и с прогрессом. И вот когда вся эта троица работает, тогда свобода нормально включена в систему ценностей. А в нашей системе ценностей она действует разрушающе. Её надо позволять постольку поскольку. Высшей Ценностью она у нас никак не может быть. Хотя сама по себе она конечно хороша. Наше развитие со свободой не связано, а связано с зависимостью от государства, от царя-батюшки.
Вот у нас говорят, что русский человек - это раб. Ну то есть либералы любят говорить. На самом деле всё гораздо сложнее. Нам навязали рабовладельческий строй. Причём он навязан нам не плохим дядей Путиным, а нашим менталитетом и нашими предрассудками. Мы привыкли считать что барин к нам приедет и барин всё решает. Мы не умеем сотрудничать с государством и с Богом. Русский человек по натуре не раб божий, а соработник Бога. И он соработник государства. Государство и общество должны быть соработниками в процессе прогресса. А если они не соработники, то государство начинает господствовать над человеком и он становится рабом. И вот тогда русский действительно раб. А поскольку у нас этого соработничества нет, то мы рабы, всё правильно. То есть на самом деле проблема рабства тоже решается.
Было здесь конечно интересно перейти на смежную тему. А как так получилось, что западному человеку всё время неймётся? Он же раньше был нормальным человеком. Вот если взять театр времён Шекспира, то ведь это же был нормальный театр, там были нормальные люди. Они нормально открывали вот эти вот Высшие Ценности. Им не нужно было чтобы Кабаниха на мотоцикле выезжала. Как так получилось что западные люди стали ненормальными? Нет, ну можно конечно сейчас начать рассуждать о географическом факторе, они там все такие скученные, сплочённые, у них просто нет иных вариантов, кроме как интенсивно развиваться. Это у нас вширь поехал, в Сибири новые меха, мёд и пенька. Всё время есть, что продавать. Потому что есть, куда расширяться, а у них там некуда расширяться. Географический фактор - да. Климатический фактор тоже влияет, можно два урожая в год снимать. У нас только один. Морей много, надо корабли строить. Но этого недостаточно.
Обломки Римской империи тоже сюда пошли, почему нет? Мы с тобой выяснили, что римское юридическое сознание тоже как-то актуализировалось в западном мире. Так из-за чего западный человек стал таким прогрессистом? А мы не стали и уже никогда не станем. А знаешь почему? Он стал прогрессистом из-за Мартина Лютера. Когда произошёл лютеранский переворот, то он, по сути, провозгласил прогресс.
Но мне было бы гораздо интереснее вернуться к моим текстам 2008-2009 годов. Западная вера в закон - не что иное как "жидовская закваска". Протестантский переворот был жидовской закваской. Это был этап апостасии, отступления человека от Бога, к дьяволу. И дьявол за это подарил Западу прогресс. А мы не отступили от Бога, потому что у нас Высшие Ценности. Поэтому у нас и нет прогресса, потому что мы ещё с Богом. Ну, формально с Богом. У нас детей в детские дома гораздо больше отдают, чем в той же Америке. Но в религиозной системе - мы с Богом. И раз уж мы вместе с Богом, и нам надо хоть как-то выживать рядом с Западом, который всё равно захочет нас съесть, то нам придётся использовать Бога ради прогресса.
Нам нужна такая схема развития общества, которая взаимодействует с Богом и с государством. С Богом - то есть с церковью. Когда мы все вместе работаем на благо прогресса. Надо использовать эту схему, о которой я говорил.
То есть мы снова возвращаемся к сталинским шарашкам. Это было уникальная форма взаимодействия государства и общества.
То есть западный человек стал таким прогрессистом потому, что он ожидовел. А мы - нет. Поэтому на Западе отмечают Холокост, ко всяким еврейским штучкам нормально относятся. А у нас если заговорят про Холокост, то сразу спрашивают: "а сколько русских погибло? Где справедливость?" Западный человек ожидовел и за это дьявол послал ему прогресс в качестве благодарности.
Сейчас наша задача немножко усложнилась по сравнению с прошлыми разами, когда я тебе рассказывал. Нам приходится использовать Высшие Ценности для развития, потому что в нормальной схеме, в той структуре общества, которая есть сейчас - они мешают тотально. Потому что каждый сидит на своей попе ровно, у него есть Высшие Ценности, у него есть барин, который приедет и даст пинка. Безусловно, есть энтузиасты, которые развиваются сами по себе. Философию копают. Я, например. Но я - одиночка. А нам надо запустить общество. Чтобы инженеры могли изобретать какие-то вещи, чтобы медицина вперёд пошла.
И это не пойдёт по стандартной схеме "конкуренции производителей". Она у нас будет когда две бабушки рядом стоят и продают пирожки. Но когда обе откроют торговые сети, то одна из них пойдёт к Собянину, свяжется, и другую замочат. Не будет у нас честной конкуренции никогда. У нас всегда будет взаимодействие с государством. Мы не можем развиваться без государства, но мы строим из себя западных людей, которые могут развиваться как на Западе. Вот это - самый главный предрассудок, который мешает нам развиваться. Я полагаю, что эта часть менталитета преодолевается. Вот если Высшие Ценности мы не можем преодолеть, то наше западничество, евродрочерство преодолеть точно сможем. Нам нужно перестать считать себя западными людьми. Это можно преодолеть и это надо преодолеть! В этом направлении надо просвещать людей. Гордиться - не гордиться, а просто говорить об этом как о данности. Надо ещё присмотреться к сингапурскому, японскому, южно-корейскому опыту, как у них там государство и как оно участвует. Я думаю там тоже интересные штуки раскроются и не всё там так просто с конкуренцией производителей.
Вот и вся суть. Высшие Ценности мешают нам развиваться и их необходимо включить в систему в качестве логического звена. Е
А: Ты рассказал уже всё что известно. Тем более главная фраза, что ты 30 лет над этим думал.
И: Я 30 лет думал: зачем они классику переделывают? Она же так хороша! Это чисто русский взгляд. Но ещё интересно рассмотреть современных наших режиссеров, которые ставят модернистские постановки. Того же Джигерханяна, на которого я ходил.
Они ставят модернистские постановки не потому, что у них внутри вот этот червячок прогресса. А они делают это, чтобы походить на Запад. Из обезьяничания. Этот подход уже несёт противоречие в самом себе. Они из обезьяничания копируют Запад, а не из внутренней потребности развития. Но обезьяничание - не есть развитие. Если обезьяна кого-то копирует, то она ведь не развивается! На Западе придумали современные постановки, Джиагрханян воспроизвёл это в своём театре и сказал: "у нас современный театр". Съобезьяничал и ещё гордится этим. Да этого стыдиться надо!
Безусловно, что-то стоит на Западе усваивать, раз он такой прогрессист. А почему бы не использовать его наработки? Но надо обезьяничать, чтобы "быть как Запад". Вот это принципиальный момент. Есть же у них какие-то технологии, которые нам нужны. Киносъёмка, бурение, бесшовные трубы, электроника, да много чего на Западе есть! Всё это можно использовать, тем более что электроника сегодня уже китайская, а не западная. Но порочность подхода заключается в том, что русские режиссёры осовременивают классику чтобы быть похожими на Запад.
И вот этот вот архетип "быть похожими на Запад" - пронизывает всё наше общество. Когда Навальный и компания что-то там говорят, они ведь говорят то же самое - "быть как Запад". "Пусть у нас будет свобода как на Западе, тогда у нас будет развитие". А вот хрен. У нас опять будут новые катастрофы. Потому что нам нужна не свобода как таковая, а свобода для чего-то. Вот есть задача - вот тебе для неё свобода. Помнишь как Сталин решал проблему? "Вот вам такая задача, сколько вам нужно ресурсов?" По аналогии: "есть задача такая-то, сколько нужно для неё свободы?" Вот так надо. Свобода у нас утилитарная вещь, а не Высшая Ценность как на Западе. У них свобода связана с прогрессом. Но у нас-то прогресса нет. И свобода начинает захватывать собою всё. Это вольность. Желание ухватить, отрезать у государства кусок и улететь туда, на Запад. Свобода оборачивается растранжириванием нашего Отечества. Потому что не идёт в связке с прогрессом и законом. Надо просвещать людей, что мы не должны копировать Запад. А в ответ что мы слышим? Иронию: "ой, опять третий путь, мы это уже слышали".
Вот такая картина выстраивается по поводу России и её места в мире.
А: По поводу всего этого вспомнил как ты вывесил несколько видеороликов с Навальным, ещё о чём-то. Мы сегодня ходили в детский театр. Вышли, решили пройти по главной улице, она у нас пешеходная. Идём, а навстречу нам огромная толпень, кричать чего-то там "Димон..." и так далее. Я понял, что сегодня 26 марта, "всесоюзный митинг против коррупции". Знаешь что было интересное? Я вот иду и какое впечатление. Во-первых, там один сплошной молодняк, но это вроде как нормально, должны быть молодые, инициативные, то, сё.
И: Которым терять нечего пока. Когда семья есть, уже не до этих дел.
А: Но, сложилось впечатление, что вот когда по разнарядке собирают со всех ВУЗов студентов на вот эти "Крым наш" и подобное, то вот здесь такое впечатление возникло, что они тоже по разнарядке.
И: Ну, когда по разнарядке, это сразу видно. Они будут идти сплочёнными группками по несколько человек или по несколько десятков. Они будут рядышком держаться.
А: Такое ощущение от них и возникло. Они идут вроде как одной массой, но видно что вот эти с этими, а эти с теми. Кричат только те, кому больше делать нечего. И самое главное - ментов нигде не было.
И: А флаги и транспаранты были однообразные?
А: Нет, не было ни транспарантов, ни кричалок. Но толпу не купили. Но главное не в этом. Ничего толком не кричали, а если кричали, то что-то нескладное. Транспаранты были "мы тут за три минуты намалевали чего-то гуашью". Вот помнишь ты таджиков вывесил, которые позорили Навального? Вот такое же ощущение. И если они реально собираются что-то делать, то ничего не могут. Даже придумать нормальную кричалку, какой-то символ, транспарант нормальный сделать - ничего. Я понял, что это всего лишь игра показуха. Какая тут оппозиция? Это чисто по-русски, распиздяйство, даже протест так делают.
И: А понимаешь, если развитие связано с сотрудничеством с государством, если государство - необходимое звено в развитии, необходимая составная часть, то оппозиция, собственно говоря, лишается смысла. А зачем она?
Ведь что такое оппозиция? Эта ведь та же самая логика, когда партии борются между собой за мнение избирателя, и потом более успешная, которая делает лучше для общества, приходит к власти. Когда они между собой честно конкурируют. Если же у нас всё завязано на государство и честной конкуренции партий нет, то оппозиция автоматически становится фикцией. Именно потому что здесь другая структура общества - у нас нет конкуренции и не может быть конкуренции. У нас конкуренция за влияние на Государя. Навальному на самом деле надо было идти в премьер-министры, а не в президенты. Здесь та же самая логика, и она пронизывает всё наше общество. Конкуренция у нас может быть только в каких-то узких областях. И надо думать, как перестроить государство, государственный аппарат, чиновничью пирамиду так чтобы они были ориентированы на взаимодействие с обществом и развитие. Потому что мы с тобой тогда уже выяснили, что государство также не заинтересовано. Вот какие задачи стоят перед Россией! А это никто не понимает, а все говорят: "инвестиции придут". "Придут и всё изменится". А я думал, что больше денег из России вывозят, чем инвестируют.
Благодарность Алексею К. за набор текста