Как справляли Масленицу ещё век назад, можно узнать из известного рассказа Ивана Шмелёва. Остаётся только облизнуться и подивиться тому, как же умели тогда весело гулять. От советских времён в памяти остались проводы зимы - та малая дань, которую отдавали народной традиции. Припоминаются однообразные лотки с блинами и пряниками, пара размалёванных актёров, без особого задора зазывающих публику побиться на мешках, да одиноко стоящий столб. Сегодня празднику вернули прежнее название, сдобрили аниматорами и разряженными ансамблями, шумной музыкой и большим разнообразием кушаний. Но ощущение настоящего веселья от всего этого не вернулось… Может, поэтому в разных концах страны люди, желавшие такого праздника, заряд от которого получаешь на целый год, принялись устраивать его для себя сами.
Штурм снежного городка
Вот, например, Бакшевская масляница в Подмосковье, место проведения которой хранят в тайне до самого дня празднования. Широкие Масленицы в городке машиностроителей Миассе и в Харитоновском парке Екатеринбурга, знаменитые молодецкими забавами и стенкой на стенку. Масленичные торжества в других городах, больших и малых, славные размахом и своими традициями. Их проводят уже не одно десятилетие, с 90-х и даже 80-х, и затухать они не собираются. По их примеру организуют гулянья в других местах, и год от года таких мест становится всё больше. С ними Масленица возвращается как праздник души, переход в новый год, который на Руси прежде начинался именно весной. Эти Масленицы устраивают те, кому интересна подлинная народная культура, а не выхолощенная, обитающая на подмостках сцены. И не важно, профессиональные ли они фольклористы или любители, чей интерес к родной традиции проснулся невзначай, от взгляда на свадебный рушник прабабки или от старой песни, случайно услышанной в детстве. Важно, чего хотят организаторы и участники этих фестивалей: чтобы душа, позабывшая о радости в буднях и суматохе, вновь вспомнила о ней на празднике!
Масленица без сцены
Эти Масленицы отличаются от официозной толчеи отсутствием сцены. Здесь нет деления на актёров и зрителей, при котором нам заведомо отведена роль сторонних наблюдателей. Здесь никто не продаёт веселье на развес и не превращает остальных в капризных и скептичных потребителей. Тут либо участвуешь в празднике - проводишь игру или же просто смотришь, подбадривая игроков, - либо праздник проходит мимо тебя. Здесь азарт легко передаётся от одного другому и вскоре охватывает всех, потому что никак не устоять от того, чтобы не ввязаться в задорную забаву, не ответить, не завязать перепалку, не выйти «поучить молодёжь».
Взятие снежной крепости
Вот наяривает гармонист, выдаёт частушки одну за другой, с намёками и подколками, с огоньком. Откровенно хулиганит, потешается. Ну как такому не ответить, хотя бы невпопад?! А он только этого и дожидается, немедленно выдаёт очередную порцию. И тут уже не выдерживают ваши друзья, подключаются родственники, а гармонист кличет себе на подмогу честной люд… И так, само собой, казалось бы на пустом месте, начинается частушечная барахолка, в которой даже самые непоющие запросто выдают два-три шедевра! И бывают такие марафоны по часу и по два, собирают не одну сотню людей.
Вообще верный признак Масленицы, которая для души, а не для отчёта, - именно эти простые развлечения: снежные горки, качели, скакалки, сани, запряжённые лошадьми. Всё, благодаря чему можно получить, пожалуй, самое сильное ощущение - восторг полёта. И если этих простых способов полетать на всех не хватает, то в запасе благодаря нашим предкам имеется замечательная игра. Среди фольклористов она известна под разными именами: «Вишенка», «Соколики», «Лётанье», - но суть одна: парни встают в два ряда лицом друг к другу, хорошим хватом соединяют руки, и желающий с разбегу, вытянувшись в струнку, прыгает в коридор, на скрещенные руки, а парни раз за разом подбрасывают его немного вверх и вперёд. И так, покачиваясь, словно на волнах, летишь до конца живого коридора, который порой растягивается на добрые полсотни метров! А можно соорудить и «живые качели». Для малых потребуются два дюжих молодца, которые прислоняются правыми плечами, сцепляются правыми же руками, а на левые сажают по девушке и начинают раскручиваться. Для больших качелей людей нужно побольше… Но об этой народной выдумке лучше узнайте сами. Скажем только, что забава эта приносит радость не только девушкам, но и парням, которым после катания в награду обязательно достаются жаркие поцелуи. Иначе катать больше не будут…
Стенка на стенку
Настоящую Масленицу выдают и молодецкие забавы! Она вообще является праздником «мужским», на что указывают и лазанье по столбу, и овладение снежной крепостью, в которой согласно традиции укрывается зима - Масленица. Гири, борьба, армрестлинг, перетягивание каната на бревне, борьба за шапку, «Вертолёт» - это и многое другое позволяет размяться и проверить боевую готовность. И даже ощутить себя настоящим… кавалеристом! Не знаю кому как, а для меня увлекательнее «Всадников», когда один садится другому на закорки и бросается в атаку, игры не сыскать. Причём парням уместно показать друг другу и, конечно, девушкам свою мощь и удаль, покрасоваться. А людям повзрослее - мужикам - выпадает шанс доказать, что списывать со счетов их ещё рано и у них есть чему поучиться. Причём многие готовятся к излюбленным забавам всерьёз! К лазанью по столбу порой готовятся в течение нескольких месяцев: подбирают одежду, покупают резиновые сапоги, чтобы ноги не скользили, договариваются об очереди. И на празднике такие любители устраивают на столбе форменные забеги, даром что вверх ползти всего 12-15 метров.
У таких забав всегда был и серьёзный психологический смысл: убрать внутреннее напряжение. Не забудем, что для большей части населения крестьянской России зима была по преимуществу временем сидения дома. Очень важно, что после каждого состязания принято брататься, чтобы в душе осталась благодарность к противнику, понимание, что он свой, даже если в чём-то оказался сильнее. Обычно на хорошей Масленице молодецкие забавы, разогревающие тела и чувства, завершаются действием зрелищным, красивым и вызывающим уйму радости даже у зрителей - стенкой на стенку. Нет смысла рассказывать о ней. Но следует знать, что побеждает не та стенка, где бойцы дороднее и опытнее, где народу собралось побольше, а та, в которой идут вместе, как на одном дыхании, в которой все участники становятся единым целом. Только в единстве вдруг открывается необычайная сила, во много раз превышающая физические возможности людей, благодаря которой, похоже, наши предки одолевали многочисленные трудности. Одолеем и мы.
Масленица
Хорошую Масленицу можно узнать по обилию игр. Многие из них знакомы с детства и манят, приглашают, зазывают вновь поиграть, ногами-руками вспомнить ту радость, какая бывает только в детстве. Но благодаря знатокам фольклора в праздничный арсенал входят всё новые, то есть на самом деле хорошо забытые народные игры. «Кошки-мышки», «Воротца», «Золотые ворота», «Бочка», «Змея»… И, конечно, «Ручейки», в которые может играть любой и до бесконечности, лишь бы заводящие придумывали что-нибудь новенькое да озорное! А можно побиться на мешках, но вслепую, с завязанными глазами, когда противника нужно вычислить на ощупь, помахивая своим мягким оружием. Болельщикам такие бои «без правил» доставляют нисколько не меньше удовольствия, потому как смешнее зрелища не найти да и прилететь случайно может мешком, что, несомненно, освежает голову. Разнообразие игр такое, что даже на самый взыскательный вкус найдётся что-нибудь подходящее и никто без забавы не останется, всё же потешится на славу, несмотря на привычную сдержанность и социальный статус. В этом и заключается секрет праздника, который убирает хотя бы на время общественные перегородки и личные помехи, а порой возвращает нас самим себе и нашим близким.
И ещё… У широкой, разгульной Масленицы, которая всё больше и больше привлекает к себе внимание, нет сценария. Есть, конечно, привычное начало - вынос чучела и водружение его на видном месте (в прежние времена это происходило в понедельник Масленой недели), перетягивание каната за зиму и весну. И завершится празднование вполне предсказуемо - героическим взятием снежной крепости и сожжением всё того же масленичного чучела. Есть на празднике и заранее определённые площадки, места для тех или иных забав. Но когда в душу придёт радость, когда она раскроется и как - этого никаким планом, никаким сценарием не предусмотреть. Потому что праздник, гулянье - та же самая жизнь, которая в сценарий, даже самый подробный и выверенный, не укладывается.
Алексей Фёдоров (
borey3)
Источник:
http://www.russkiymir.ru/publications/86963/?_utl_t=vk