Основной инстинкт

Jul 28, 2013 14:56




Основное человеческое стремление, отличающее его от животных - стремление к бОльшей свободе. Видимо, свобода воспринимается как разновидность удовольствия. Освобождение от всевозможных оков.

Сделал такой вывод, наблюдая за собственным ребёнком. Дети постоянно стремятся проверить рамки собственной свободы, расширить их. И вспоминаю себя, в армейской службе. Тоже было несколько любопытных эпизодов... Сюда хорошо бы добавить обабившихся стервозных женщин, не подчиняющихся мужьям, офигевших и обрюзгших от собственной тупости-лени мужиков, постоянные измены этих последних... Наш всеобщий эгоизм...

Что касается других человеческих стремлений - например, занять более высокое место в иерархии, о которых пишут угрюмые озабоченные "биологизаторы" - то оно является частным случаем, одним из проявлений того же стремления к свободе. Человеку кажется, если он займёт место начальника, то у него будет не только больше еды и красивых женщин - но что над ним будет меньше начальства. Это однозначно неверно, но наивное стремление всё равно есть. В действительности, чем выше, тем свободы всё меньше м меньше.

Хорошо бы вспомнить и начало Библии. Там вообще всё архетипическое. Почему предложение змея - "будете яко бози" (Быт. 3:5) - возымело своё действие? Потому что Ева полагала, будет больше свободы. И одновременно нарушила богоустановленный запрет, то есть рамки свободы раздвинула...

Человеку свойственно стремление к свободе. К абсолютной свободе, ведь каждое внешнее ограничение есть ограничение свободы воли. Свободы поступать по своей воле. Именно это - в некотором роде наш основной инстинкт.

Не следует смешивать реализацию этой потребности с либерализмом. "Что может быть хуже либерализма?" - восклицал Пушкин. Стремлением к свободе человек не исчерпывается, оно дополняется другими нашими потребностями. Например, подчиняться человек тоже любит, ведь свобода - это очень тяжело. Человек стремится сбросить бремя свободы, так как оно означает ответственность за самого себя. Куда приятнее чувствовать себя маленькими детьми, за которых отвечают родители. Так что истинное удовольствие (если уж приводить аналогии из животного мира) - от подчинения, а не свободы. Что может быть приятнее чувствовать себя защищённым? Стремление к свободе - причём осознанное - кардинально отличает человека от животного мира. А стремление к подчинению - напротив, сближает.

Таким образом, мы видим в человеке две разнонаправленные интенции, животную и человеческую. Ни одну из них выбросить нельзя - в нас есть животное начало, с ним ничего не поделаешь. Каким же образом решается проблема их взаимодействия?

Существуют два основных направления. Первое возникло сравнительно недавно. Оно заключается в абсолютизации свободы. Утверждается, что свобода самое главное, что именно она цель человеческой жизни. Что человек не должен подчиняться ничему вообще. Что человеком он становится именно тогда, когда освободился от всевозможных ограничений и оков. Что они - пережиток прошлого, с которым следует всячески бороться. Одновременно при этом абсолютизируется и развитие, движение вперёд, поскольку именно оно способствует такому освобождению. В этой культуре прогресс и понимается, как всё большее освобождение. И когда я писал об абсолютизации развития, движения вперёд в западной культуре, то был не совсем прав - развитие рассматривается там как условие освобождения. Именно оно - главная цель развития, это последнее ее самоцель.

Адепты этого направления почему-то не учитывают очень важную сторону человеческой натуры - животную, удовольствие от подчинения. Абсолютной свободы не бывает никогда. И чем больше человек освобождается от внешних оков, тем больше начинает зависеть от внутренних. Говоря проще - от своих животных инстинктов. В оппозиции "свобода - подчинение" следует найти некоторый оптимум того и другого, правильно их соотнести. В западной культуре этого не было сделано. В ней наблюдается болезненный перекос в сторону свободы. Причём это перекос именно теоретический, он идёт от головы. А может, я и неправ - от физиологии, а идеалы освобождения - лишь красивое оправдание для жизни в соответствии с первобытными инстинктами. В самом деле: ведь именно разумное ограничение в обществе позволяет избегнуть столь явных извращений, как мужеложество и гомосексуальные браки.

Собственно, возникло это направление очень давно, однако Западу не угодно и не приятно верить в его первоисточник. А он - в грехопадении первых людей. Тоже, в общем, восхотели свободы...

Здесь мы перейдём к другому направлению, восточному. Оно говорит, что человек должен был подчинён. Что именно в подчинённости и проявляется его человечность. Причём с своём крайнем выражении это направление вообще отрицает человеческую свободу и человеческую культуру. То есть хотело бы отрицать, да не может. Потому что потребность-то всё равно есть. Она прорвётся через все запреты. Здесь следует вспомнить о запрещении изображения человека в исламской культуре. Это - квинтэссенция всех запретов вообще, самый очевидный признак. Показатель специфической мусульманской тупости, кто имел с ними дело, тот знает. Посмотрите любые ролики на Ютюбе. Как они ведут боевые действия? Какой дурак выпрыгивает из-за угла здания, и, стоя в полный рост, стреляет, не целясь, с воплями "Аллах акбар!" - а потом прыгает обратно? Разве так боевые действия ведут? Где элементарная культура?
Знаменитый исламский фанатизм существует именно в силу этой причины, от прямой и неразрывной их связи "Человек - Бог". Нету "посредника", осуществляющего человеческую свободу. У нас такой посредник есть, светская культура. Она делает нас свободными. Она осуществляет возможность выбирать любой путь.

Эта "религия запрета" на Востоке слегка разбавляется возможностью нарушения писаных норм, иначе там не было бы вообще всякого развития. А развитие как таковое - благо. Оно и в природе есть. И Бог заповедал его нам, ещё в Эдеме приведя зверей к Адаму и предложив их наименовать (Быт. 2:19). То есть не только подчинить себе, но и заняться изучением и классификацией. Только Бог имел в виду правильное развитие, а не болезненно-одностороннее. К нему мы сейчас и перейдём.

Существует ещё одно направление в понимании человеческой свободы. Оно органически соединяет - вернее, пытается соединить - и восточное, и западное. Оно признаёт одновременно и свободу, и необходимость в подчинении. Да-да, вы подумали правильно. И правильно вспомнили про коммунизм и дело Ленина. Это Русское направление.

Оно говорит, что человек обретает истинную свободу, когда подчиняется высшему. И волки сыты, и овцы целы. Вроде как подчинения нет, но в то же время оно есть. Да высшему (то есть самому правильному) и не стыдно подчиняться. Опять же - удовлетворена и базовая потребность.
Именно отсюда ленинское "свобода - это осознанная необходимость". Человеческое существо, его свобода, по учению В.И. Ленина, должны быть подчинены самой высшей цели - строительству коммунизма. Именно в коммунизме, по мнению апологетов марксизма, преодолевается изначальный человеческий эгоизм, именно в нём мы обретаем полную свободу. А потому сейчас надо забыть о себе, и начать его строить, строить, строить...

Русское направление пошло самым интересным, царским путём. И самым сложным одновременно. Именно отсюда - все изгибы нашей истории. Легко идти широкими вратами, а ты попытайся пойти узкими! Легко взять, да запретить - в западном случае подчинение, в восточном - свободу... А вот попробуй их объедини!

Так вот, ребятки - никакой это не русский путь. Точнее сказать, не русские его выдумали. Всё это давным-давно известно в Православии. Человек должен быть подчинён Богу. Именно в подчинении самому правильному и самому высшему (собственно, предельно высшему) мы обретаем человеческую свободу.

Не следует путать это подчинение с ежедневными молитвами, постами, регулярным посещением храма и постоянным слушанием радио "Радонеж". Это не напрямую связанные вещи. Лучше всего это формулирует Серафим Саровский в беседе с Н. Мотовиловым. Он говорит, что цель одна, но каждый должен выбрать свой собственный путь. Что ежедневные молитвы отнюдь не всем подходят. Правильно говорит, между прочим. Хотя такое рассуждение не особо приятно для власти - почему эту беседу и не печатали в Царской России. У власти - любой, не только русской - есть свои специфические заморочки, она постоянно путает общую цель со своими интересами. Потому что трудно их разделить. Эта задача - не для средних умов. А во власти высокие умы оказываются довольно редко... Высокие умы любят заниматься совсем другим.

Нас, русских, может объединять лишь общая цель и общая культура. И они должны быть правильно осознаны и обозначены достаточно явно, чтобы каждый всё понял. И Россия тыкается в разные стороны, чтобы найти единственно правильное воплощение высокой идеи. Но не всегда удаётся. Потому что идея, на самом деле, слишком высока. Отсюда и всякие уклонения в западничество, утопические социальные эксперименты, в том числе и проводимые нынешней властью... Они - свидетельство того, что мы идём по самому сложному, но и самому правильному и интересному пути. "Внидете узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им" (Ин. 8:13). И сейчас у России есть шанс найти правильный путь. Есть все возможности и ресурсы для этого.

Скажу более - именно наш, "третий" путь наиболее перспективный. В соответствии со словами Христа: "узкая врата и тесный путь вводяй в живот" (Ин. 8:14). За русскими - будущее. И все народы это знают, чувствуют - почему нас и не любят. И мы знаем тоже. Ощущение того, что будущее за нами - является одним из основных самоощущений русского человека. Мы можем сколько угодно ругать Россию, продажную власть и извращения нашей истории, а в будущее всё равно верим. Потому что во всех нас есть базовое самоощущение перспективности нашего пути. Оно лишь проявляется в постоянных разговорах о будущем России, они суть вторичное. Россия существует, пока верят в её будущее.

В одной из повестей И. Тургенева (название не упомню) герой недоумевает: "Почему, когда соберутся англичане, они говорят о конституции, французы - о женщинах, американцы - о бизнесе, и только мы, русские - о будущем России?" Именно поэтому. Будущее России зависит от нашей веры в неё. "Веруяй в Мя, яже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы" (Ин. 7:38). Не следует недооценивать важности этой веры. Да и вообще любой. "Аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам" (Мф. 17:20).

Мы, русские - самые лучшие. Самые лучшие даже в любых уклонениях и ошибках нашей истории. Потому что уникален наш путь. Он самый правильный, царский. Именно мы воплощаем - точнее, пытаемся воплотить - эталонный, Божий замысел о мире. И нам заповедано его воплощать. "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе" (Пс. 1:1).

Что же касается марксизма-ленинизма, то если глубоко копнуть, он также сводится к первому, западному направлению. И вовсе не был воплощением нашего древнего пути - ни временным, ни архетипическим, вечным. Марксистский эксперимент был лишь пародией на истинный русский путь. Некоторые почему-то смешивают две эти вещи. Пародия не равна оригиналу. Потому что оригинал слишком высок. Не для средних умов.


богословие, христианство, Русская Идея, религия, антибунтарство, М_и_Ж, психология, культура, история, философия, русское, Восток - Запад

Previous post Next post
Up