Крепость крестоносцев Casel des Plaines: Равнинная цитадель в Азуре

Jul 31, 2021 17:08

На небольшом холме израильского города Азура, примерно в 6 километрах от старого Яффо, уже который век стоит, обдуваемая всеми ветрами и обогреваемая жарким левантийским солнцем, «Равнинная Цитадель».




Название своё, Chateau de Plain или Casel des Plaines, крепость получила в 1099 году от пришедших на Святую землю крестоносцев. «Равнина…» - говорили крестоносцы, глядя юг. «Равнина…» - говорили крестоносцы, глядя север. «Равнина…» - говорили крестоносцы, глядя восток и на запад. «Крестоносцы…» - отвечала равнина со всех четырёх сторон. «Кхм… - подумали просвещённые дворяне, находившиеся среди рыцарей, и взглянули на находившуюся рядом деревню Язур, - Баня!». И цитадель получила еще одно название - Castellum Balneorum (Деревня купален).



До пришествия рыцарей это место также не пустовало. Здесь находилась стоянка древнего человека. Здесь обнаружено большое кладбище эпохи энеолита, относящееся к 4-му тысячелетию до н.э. Язур, он же Азур, фигурирует в списке городов, которые Синаххериб, царь Ассирии, захватил в 701 г. до н.э. В византийский период здесь было еврейское поселение с синагогой.



На холме был найден мраморный столб с надписью: «Йоси бар рабби Иегуда», а также капитель древней колонны с выбитой на ней менорой с семью ветвями и глиняные свечи с изображением меноры. Разноцветная плитка, которой вымощена площадь у крепости, была найдена среди развалин зданий поселения Язур.



У башни открыта небольшая выставка древних сельскохозяйственных орудий.



Но вернёмся в тяжелые времена Первого крестового похода.
Одним из лидеров этой занимательной туристической кампании был герцог Нижней Лотарингии граф Готфрид IV Бульонский, в числе первых ворвавшийся в Иерусалим 15 июля 1099 года и ставший правителем первого христианского королевства Иерусалим. Приняв титул «Защитника Гроба Господня», Готфрид, дабы защитить паломников, шедших в освобожденный Святой город, построил цепочку крепостей от порта Яффо до самого Иерусалима. Расположение фортов на линии Яффо - Азур - Бейт-Даган - Лод - Латрун - Бейт-Шемеш - Шаар ха-Гай было выбрано так, чтобы каждую следующую цитадель было видно со стен предыдущей. Лучше видишь - крепче спишь, так звучала тогда местная поговорка.



* на карте Casel des Plaines (в данном варианте - Bains) почему-то расположена восточнее Лода и Рамле, что является ошибкой.

О Готфриде существует прекрасная легенда. Перед тем, как отправиться освобождать Святую землю от неверных, будущий король Иерусалимский попросил встречи с самым важным еврейским лидером во Франции, Раши, он же Рабейну Шломо Ицхаки, дабы получить его благословение. Раши предупредил Готфрида, что тот потерпит неудачу и вернется в свой город один в сопровождении трех выживших всадников.



«Ты пойдешь и захватишь Иерусалим, - сказал Раши. - Ты будешь править городом три дня, но на четвертый день мусульмане изгонят тебя. Ты вернешься в этот город с тремя лошадьми». «Хорошо, - ответил Готфрид, - Но помни, старик, если я вернусь хотя бы с четырьмя лошадьми, я скормлю твою плоть собакам и убью всех евреев во Франции».



По легенде, Готфрид действительно потерпел поражение и вернулся во Францию. Но вернулся он с четырьмя рыцарями, а не с тремя, как предсказывал еврейский старец, и решил разобраться с Раши, который обманул его. И в тот момент, когда кавалькада въезжала в городские ворота, со стен внезапно сорвался камень и, рухнув, разбил голову одному из рыцарей. Предсказание сбылось, все довольны, участники разбрелись по домам.

Хотя реальная история ничего из вышеописанного не подтверждает, а эти двое, скорее всего, даже не встречались, легенда получилась красивая.



Но вернёмся в Азур, в цитадель, которую на иврите сейчас называют «Мецудат ха-Мишор» (מצודת המישור), т.е. таки «Равнинная крепость».

Простояв всего 3 года, в 1102 году твердыня была захвачена египтянами в ходе операции, которая привела к сожжению Храма Святого Георгия в Лоде. Что было с крепостью чуть позже, история умалчивает, но, судя по тому, что в 1120-1130-ых годах паломничество к святым христианским местам было невероятно популярным занятием, то, скорее всего, крепость оставалась в руках рыцарей Иерусалимского королевства. Тем более, что египетская армия, укрепившаяся в Ашкелоне, всего в 50 километрах на юг, продолжала третировать добропорядочных христиан.



В 1187 году на палестинские земли пришел великий Саладин, выбил крестоносцев из Иерусалима и практически со всей Левантии, и, между делом, среди прочих строений европейцев, развалил и Равнинную цитадель. Целью разрушения расположенных в стране фортов было стремление помешать рыцарям креста укрепиться в стратегических местах королевства.



Через 4 года, в октябре 1191, в рамках подготовки к прибытию короля Ричард Львиное Сердце в Рамлу и Иерусалим, представители Ордена тамплиеров восстановили крепость. Говорят, Ричард даже останавливался в этой цитадели в преддверии мирных переговоров с султаном Египта, младшим братом Саладина, человеком по имени Аль-Адиль I Абу Бакр ибн Айюб.



Упоминания о Casel des Plaines неоднократно встречаются в L’Estoire de la guerre sainte, стихотворном рассказе придворного менестреля короля Ричарда трубадура и летописца Амбруаза Нормандского. В произведении, рассказывающем о третьем крестовом походе, говорится о постоянных столкновениях между крестоносцами и мусульманами, происходящих в этом месте с сентября по август 1191-го за контроль над Яффо. На какое-то время Chateau de Plain закрепилось за тамплиерами. Но опять-таки ненадолго.



Уже через год, в 1192 високосном году, начавшимся в среду, когда Ричард покинул Палестину, Chateau de Plain была вновь взята и разрушена мусульманами. Десяток-другой лет крепость вновь лежала в руинах, но в начале 13 века крестоносцы вновь восстановили форт и вновь использовали его в качестве сторожевой башни, защищавшей дорогу в Иерусалим. Но опять…

В 1268 году мамлюкский султан Бейбарс I со своей армией завоевал земли израильские, попутно окончательно разрушив цитадель. Те останки, которые мы сегодня можем лицезреть на холме, в центре разбитого и ухоженного нынче парка, как раз и есть то, что осталось после случившегося тогда надругательства над чувствами рыцарей.



Видимые нынче руины крепости представляют собой нижний уровень разрушенной квадратной башни 13-го века. К северо-востоку от башни можно увидеть часть защитной крепостной стены, защищавшей донжон. Среди камней цитадели видны вделанные для укрепления крепости останки старинных мраморных колонн более ранних периодов.



В одной из стен рядом с узкой бойницей видно место "выломанных с мясом" камней. Судя по всему, здесь находилось какое-то крепление, связывающее донжон с прилегавшим к нему хранилищем или еще каким-то строением.



Над входом - арка из обработанных камней.



Внутри - свод цилиндрической формы, к проему в юго-западном углу которого ранее примыкала деревянная лестница, ведущая на верхний этаж.



Под башней находится цистерна, использовавшаяся ранее как хранилище питьевой воды. Но так как сегодня местный муниципалитет использует внутренние помещения в качестве склада, то увидеть это достаточно проблематично.



Вероятно, в цистерну можно даже заглянуть, так как, по некоторым свидетельствам, в полу наличествует разлом. Но вход в башню, увы, закрыт.



В одном из источников я нашел, что к югу от башни можно обнаружить останки склепов крестоносцев. Но, скорее всего, это устаревшая информация. Я лично не нашёл. Хотя, и не искал. Может быть, стоит в следующий раз прийти с лопатой.



Остатки церкви в Язуре упоминаются на протяжении нескольких столетий в некоторых путевых заметках. Например, преподобный отец Доминик Боррели писал о развалинах в журнале Dans le Voyage en Terre Sainte в 1461 году. На сегодняшний день этого здания больше нет.



На месте бывшей церкви, в западной части холма, в период Османской империи была обустроена мечеть.



Сегодня в этом здании музей, который,говорят, иногда открывается. На стене музея - мозаичный пол, найденный среди руин бывшей церкви. Внутри древней мечети - михраб, молитвенная ниша, указывающая направление на Мекку.



Любопытно, что в этот период в поселении проживали и евреи, о чем свидетельствует свиток с текстом на иврите на пергаменте, обнаруженный в кувшине в углу цитадели.



Неподалеку от цитадели находятся два платана, возраст которых более тысячи лет, и превращенная в синагогу одна из гробниц известного мусульманского чудотворца имама Али ибн Абу Талиба. Но это уже совершенно другая история.



historical opus, israel, отчёт, history, photo

Previous post Next post
Up