После просмотра киноленты Александра Довженко «Арсенал» возникают сложные чувства. Более других выделяется ощущение неизвестности. Режиссер добивается этого при помощи сюжетной линии и характерных образов. С самых первых кадров киноленты он формирует у зрителя состояние неопределенности. Человек показывается застывшим на грани жизни и небытия. Замершие в кадре люди - мощный образ, демонстрирующий состояние неопределенности.
Мчащийся, с неисправной тормозной системой, поезд также показывает состояние страны в предреволюционный период. И тоже до какого-то момента направлен на формирование чувства неопределенности. После крушения поезда это состояние проходит и возникает новая неопределенность, что делать дальше?
С одной стороны мы видим замерший мир, который подвергается разложению, неспособность и нежелание действующей власти исправлять ситуацию, а с другой - полную неадекватность со стороны кипучей энергии жаждущей перемен. На фоне всего этого безумия появляется сила, которая пытается противиться массовым деструктивным тенденциям. Довженко показывает, что ее почти не слышно.
Тимош, олицетворяющий рабочий класс, не способен повлиять на мнение других слоев общества. Мы видим, как реагируют на его заявление в Раде и на улице - нет ни одного шанса достучаться до сознания собравшейся там публики. Националисты, опьяненные желанием получить власть над всей Украиной, напрочь отвергали любые попытки большевиков вклиниться в процесс государственного устройства.
Тимош
Аполитичный человек не сможет разобраться в идейном содержании фильма. Тимош не убедит его в пагубности националистической идеи. Довженко показывает, что обещали все. Националистические лозунги собирают гораздо больше людей, даже можно сказать, что этими идеями охвачена практически вся Незалежная. Но также показывается, что националисты не говорят всю правду, людей откровенно обманывают. Сегодня это называется информационно-психологической войной.
В ходе общественного собрания в Раде, где были представлены все слои населения Украины, был показан сюжет, когда крестьянин, осознавая, что он останется без земли, если власть получат националисты, начинает хлопать в поддержку лидера националистов Петлюры, увидев, что весь зал ему аплодирует.
Большевики единственные отказываются участвовать в этом балагане и покидают заседание. У них не получилось направить процессы в нужную сторону, и они пошли против течения. Началась гражданская война.
Она демонстрируется в виде ужасного факта. Показываются смерть и страдания. Националистическое безумие захлестнувшее Украину, лишает ее шанса на выживание. Уничтожение рабочих делает невозможным восстановление промышленности и экономики.
Довженко развивает линию, в которой большевики твердо отстаивают право на достойную жизнь всего народа, объединенного такими идеалами как: свобода, равенство и братство. Тимош наотрез отвергает деление граждан по национальному признаку. Он готов умереть за свои убеждения. В конце фильма возникает сильнейший образ, в котором показывается, что эти идеалы бессмертны - их невозможно уничтожить силой.
Этим фильмом режиссер попытался объяснить собственные переживания, которые породил революционный период. Он участвовал в штурме завода «Арсенал» в Киеве на стороне националистов. В последствии Довженко смог переосмыслить свое отношение к революции и к большевикам, что подтолкнуло вступить в большевистскую партию и отстаивать идеалы социалистической революции.
А. Довженко
Фильм «Арсенал» погружает зрителя в состояние неопределенности, что способствует пробуждению сильных чувств переживания за будущее людей и страны. По ходу просмотра фильма теряется сюжетная линия, так как непонятны действия большевиков, которые играют роль сдерживающего фактора, препятствующего разрушению страны в пропасть небытия. Зачем пинать пулемет, когда кончились патроны? Почему нельзя перегруппироваться, чтобы занять более выгодную позицию? Всё это добавляет драматизма в страшные события того периода, участником которых стал Довженко.
Фильм вызвал множество вопросов и желание разобраться в происходящем. А это и есть по настоящему сильная и удачная картина.