Mar 19, 2014 15:16
В который раз приходит в голову ощущение некоторой бессмысленности фразы "Хочу научиться играть на таком-то инструменте". По крайней мере, таковой эта фраза является для меня. Я могу расшифровать её одним-единственным образом: "Хочу научиться извлекать из инструмента основные звуки и воспроизводить то, что написано в нотах". Гораздо более осмысленной мне видится следующая постановка: "Хочу играть на таком-то инструменте такую-то музыку". В отличие от первой, тупиковой по сути, задачи, эта по умолчанию предполагает необходимость какого-то движения и развития. Вот есть вистл, к примеру. Что значит "научиться играть на вистле"? В 95% случаев это означает "научиться играть на вистле ирландскую традиционную музыку" (для особо продвинутых пользователей здесь может присутствовать ещё и южноафриканская квела). А просто "научиться играть на вистле" - это всего лишь освоить звукоизвлечение и запомнить аппликатуры (на это требуется максимум пара недель). В общем-то, и всё. Аналогично, "научиться играть на уде" означает "научиться играть на уде арабскую/турецкую/и т.д. музыку". А иначе задача сводится опять-таки к освоению звукоизвлечения ришей и привыканию к безладовому грифу (не говоря уж о приобретении навыка удержания неуклюжего уда во время игры). И так далее. Иными словами, на начальном этапе "освоение игры на инструменте" означает обучение игре на инструменте в классической для него традиции. Даже "хрестоматийные" гитара и фоно требуют такого подхода. Иначе есть большой риск запутаться и надолго утратить смысл занятия музыкой.
Разумеется, может возникнуть закономерное возражение: "А если я не хочу играть ирландскую/арабскую/и т.д. музыку, а на вистле/уде/и т.д. играть - хочу?" На мой взгляд, в таком случае всё равно нужно заглянуть в традицию - но не погружаться в неё, а пройтись по верхам, усвоив основные выразительные элементы. В случае вистла это могут быть: 1) непрерывное исполнение фраз на одном дыхании, 2) базовая орнаментация, 3) пальцевая артикуляция. В случае уда: 1) работа ришей, 2) постановка левой руки с учётом безладовости грифа, 3) использование открытых струн. И так далее. Делая это, вы можете постепенно очень глубоко завязнуть в традиции - а можете и не завязнуть. И уже на основе всего этого можно пробовать двигаться туда, куда хочется. Но такой метод требует очень больших затрат времени и труда, а также чёткого понимания того, что, как и зачем вы хотите делать. А иначе, на мой взгляд, смысла заниматься этим просто нет.
мысли всякие,
музыка