Надо подумать. Если не о Монако, то, скорее, о Монце...
Оригинал взят у
yellow_helmet в
В помощь туристу.Во время «зимних праздников» во мне что-то переклинило и в результате всё это перетекло в желание написать для сообщества «путеводитель» для желающего посетить Гран-При Монако. Написанием нечто подобного я баловался какое-то время назад, и получал в целом положительные отзывы. Затем переодичиски отпускало и переклинивало снова. В итоге, удалось что-то "родить".
В этот раз, захотелось «переписать» когда-то написанный «путеводитель» про Монако. В сообществе часто проскакивают посты, авторы которых съездили условно говоря в Стамбул/Венгрию/Монцу/Барселону и теперь они просят совета, куда можно поехать ещё. Поэтому, данный пост написан ради того, чтобы люди не страдали, а ехали и получали удовольствие. Тем более, что если всё правильно и вовремя спланировать, то Монако, будет не самый дорогой этап даже среди Европейских, как ни фантастически это может показаться.
Отдача же от вложенных денег здесь максимальная.
Похоже, что пост будет в нескольких частях...
Часть 1. Просветительская.
Я решил начать с просветительской части. Ведь как известно, чем больше в книге воды, тем она глубже. Как таковой, практической полезной информации в ней нет, но я решил её написать и поставить первой.
История
Относительно происхождения слова Монако однозначности нет. Некоторые считают что происхождение идет от латинского слова mont (гора), другие от слова греческого Monoikos (Геракл единый) которым в I веке до н.э греки назвали порт у подножии скалы. Третья версия - название происходит от слова moine (монах), памятуя об обстоятельствах захвата Франческо(Франсуа) Гримальди крепости, на месте которой сейчас располагается княжеский дворец.
Покровительницей Монако считается святая Девота, часовня которой находится рядом с 1-м поворотом гоночной трассы. В честь часовни, поворот получил своё название.
Девота проповедовала Христианство на Корсике. В 307-м году, во время гонений Рима на христиан она была четвертована и до смерти забита камнями. По преданию, лодка с истерзанным телом Девоты была выброшена 27-го января на берег в районе порта. Ныне, мощи святой хранятся в кафедральном соборе Монако, а день 27-го января отмечается как праздник данной святой. По традиции, вечером дня предшествующему дню праздника, с наступлением сумерек в порту Монако в присутствии княжеской семьи сжигают символическую лодку.
Первыми, на территории нынешнего княжества поселились финикийцы в X веке до н.э. В VII веке сюда пришли греки-фокетийцы. В VI веке побережье заселили лигурийские племена. В 122-м году до н.э побережье стало частью Римской империи. После распада Римской империи, в средние века, территория нынешнего княжества отошла к Генуэзской республике. В ходе борьбы между гиббелинами и гвельфами (противники и сторонники светской власти Папы Римского), бушевавшей на Аппенинах в XII-XII веках, семейство Гримальди, бывшее влиятельным в Генуе и стоявшее на стороне гвельфов, после победы гиббелинов было вынуждено покинуть Геную и заняться поисками надежного убежища.
В один из ненастных дней, 8-го января 1297 года, в ворота гиббелинской крепости (ныне там княжеский дворец) постучали несколько монахов-францисканцев. Впустившие их караульные еще не успели закрыть ворота, как монахи выхватили спрятанные мечи и перебив охрану, захватили крепость.
Франческо Гримальди, который руководил операцией, получил прозвище Коварный, а на гербе рода Гримальди с тех пор появилось изображение двух монахов-францисканцев с поднятыми мечами. В 1309-м, спустя 12 лет, Гримальди официально выкупили Монако у Генуи.
За последущие сто лет Гримальди дважды теряли и дважды отвоёвывали Монако. В 1419-м было основано государство Монако, а с 1612 года оно получило статус княжества (принципата). С 1524 года Монако находилось под протекторатом сначала Испании, а потом Франции. Во время Великой Французской революции, Монако было насильно присоединено к Франции. Двое Гримальди попали в тюрьму, а жена одного из них - на эшафот. В 1815-м году Венский конгресс вернул Гримальди их владения.
В 1856-м году князь Карл III, желая поправить финансовое положение, открыл казино. Оно располагалось на скале Монако рядом с дворцом князя. Дела с казино судя по всему шли неважно, поскольку в 1861 году Карл III продал Наполеону III за 4 млн франков принадлежавшие ему почки Ментону и Рокбрюн. В 1862-м году на скалистой пустоши Спеллюг открылсь еще одно казино, здание которого довольно быстро сгорело при пожаре.
Всё изменилось, когда к Карлу приехал предприниматель Франсуа Блан с планом по расширению игорного бизнеса. У Блана вместе с братом Моррисом уже было казино в немецком Бад-Хомбурге. Казино способствовало процветанию этого немецкого курорта, но в Германии запретили азартные игры. Поэтому Блану, к тому моменту потерявшему брата, пришлось искать новое место для бизнеса. В отличии от предшественников, Блану успех сопутствовал. Он приобрёл у князя на 50 лет концессию на казино и основал «Общество морских купаний» (Société des Bains de Mer, SBM). Для восстановления сгоревшего казино был привлечен крутой архитектор Шарль Ганье - один из лучших в то время, любимый архитектор Наполеона III. Ганье соорудил дворец, где расположились казино и оперный театр. Место на горе, где расположился дворец, недолго думая, назвали в честь князя - Монте-Карло. Довольно быстро, на этом месте вырос целый город, а в казино хлынули игроки со всей Европы.
Считается, что первые безлошадные экипажи появились на улочках княжества в 1898-м году и соревновались разве что в элегантности. Так, дело продолжалось до 1911-го года, когда в клубе любителей авто и велоспорта, по инициативе её руководителя, Александра Ногге (Alexandre Noghés), для того чтобы померяться у кого больше , решили провести ралли по окрестностям княжества с подиумом и награждением победителей рядом с казино. Ныне это соревнование называется Ралли Монте-Карло и оно открывает сезон в мировом ралли.
Сам клуб открылся с 1890-м году и первоначально назывался клуб велоспорта. Спустя 17 лет клуб переименовали в клуб вело и авто спорта.
В 1925-м году, монакские мотовелосипедисты решили на ассамблее своего клуба замахнуться на нечто большее и запилить новый проект: создать
Автоклуб Монако и вступить с ним в находящуюся в Париже, ассоциацию автоклубов. А дальше вместе тусить. Клуб монегаски создали, но в ассоциации автоклубов (ныне эта ассоциация носит аббревиатуру FIA) монегаски были посланы. На том простом основании, что поскольку на ваших монакских 100 гектарах не проводится ни одного соревнования на самобеглых повозках, то и нефиг. После такого облома, главе клуба, теперь уже Антони Ногге (Anthony Noghés) срочно потребовалось запилить какое-нибудь соревнование. Призвав на помощь Луи Широна - члена автоклуба, имевшего дворянский титул, ему удалось убедить князя Луи II, запилить гонку на территории княжества.
Ногге и Широн решили перекрыть десяток улиц в районе порта и казино и провести по ним «гонку вокруг казино с блэкджэком»™ (cлово "блэкджек" в данном случае относится к казино). Это безумие назвали «Гран-При Монако» и первый раз решили провести его 14-го апреля 1929-го. Сам Луи Широн решил участия не принимать и уехал в Индианаполис на «500 миль Индианаполиса», которая должна была проходить примерно в эти же сроки. В самом деле, не пропускать же такое важное соревнование из-за местных покатушек. Но, так или иначе, Гран-При провели и пацанов из автоклуба Монако пустили тусоваться вместе со всеми.
Долгое время «Казино Монте-Карло» было единственным в Европе, но в 1933-м в Италии и Франции игорный бизнес был разрешен, отчего княжество потеряло существенную часть доходов. Однако, в княжестве нашли иные способы заработков.
Князь Ренье III, взошедший в 1949-м году на престол, изменил жизнь и облик княжества кардинальным образом. При нём была создана современная инфраструктура, созданы сады и парки, реконструирован порт. Актрисса Грейс Келли, вышедшая замуж за князя, также способствовала положительному облику княжества.
Налоговые льготы, коими монегаски привлекали к себе капиталы, способствовали экономическому взлёту середины 60-х годов ХХ-го века. Новые здания продолжали строить до тех пор, пока буквальным образом не закончилась доступная для этого земля. После, территорию стали отвоёвывать у моря. На отвоёванной территории возник район Фонвей.
До конца 70-х годов Монако росло главным образом в высоту, «американизировав» четырьмя десятками высотных зданий средиземноморский пейзаж.
Дальше, концепция естественным образом поменялась, город стал расти под землю. В скальные породы убрали железную дорогу, вокзал, парковки. Прорубили несколько подземных автодорог. Для лучшей связанности кварталов были построены эскалаторы и лифты, которыми можно пользоваться бесплатно.
Из того, что известно про дальнейшие градостроительные планы, по ним предусматривается создание искусственных лагун, на которых должны будут вырасти новые кварталы.
Вот такая вот история.
Почти тоже самое, но c еще большим числом картинок, можно перечитать
здесь, в специальной исторической брошюрке. Правда, она на английском языке.
География.
Монако, площадью в 2 квадратных километра (меньше только у Ватикана) находится на территории французского департамента Приморские Альпы, имеющего, в частности на автомобильных номерах, код 06. В некоторые районы Монако (например на скалу) пускают автомобилистов только с номерами княжества или с номерами данного французского региона.
Согласно своей конституции 1911 года, принципат (княжество) было разделен на три муниципалитета: Монако, Монте-Карло и Кондамин. Затем, в 1917 году муниципалитеты были объединены в одну коммуну и никаких различий между городом и государством не существует. Хотя, функции правительства и муниципалитета слегка различаются.
В настоящее время существует разделение территории принципата на 10 административных единиц.
1 - Monte Carlo / Spélugues
2 - La Rousse / Saint Roman
3 - Larvotto/Bas Moulins
4 - La Condamine
5 - Monaco-Ville
6 - Fontvieille
7 - La Colle
8 - Les Révoires
9 - Moneghetti/ Boulevard de Belgique
10 - Saint Michel
Монако (Monaco)
Территорией бывшего муниципалитета Монако включает в себя старый город на скалистом мысу, который известен всем как скала Монако, или просто Скала (Le Rocher). На скале расположены крепостные стены, княжеский дворец, собор, океанографический музей, сады. На скале также расположены небольшие магазины с сувенирами для туристов а также несколько ресторанов местной средиземноморской кухни. Бывший муниципалитет Монако сейчас находится в административной единице Монако-Вилль (Monaco-Ville).
Монте-Карло (Monte Carlo)
Бывший муниципалитет Монте-Карло, основа жилой и курортной зоны, включает в себя Казино Монте-Карло и Отель де Пари, построенных в 1870-х годах. Здесь высока концентрация магазинов и здесь находятся торговые центры. Бывший муниципалитет Монте-Карло разделен на следующие административные единицы:
Монте Карло / Спеллюг (Бульвар де Муле - Авеню Мадонны)
Ля Рус / Сан Ромэн (Анунциад - Замок Пьеригор)
Лавротто / Бас Муле (Лавротто - Бульвар Принцессы Грейс)
Сен Мишель (Бульвар Принцессы Шарлотты - Парковый дворец)
Кондамин (La Condamine)
Кондамин является северо-западной часть, включающий в себя территорию порта, порт Геркулес(Port Hercule). Кондамин является старейшим коммерческим районом княжества и на его территории находится рынок Condamine. Бывший муниципалитет Кондамин ныне состоит из следущих районов:
Кондамин
Колль (Плати - Пасто - Бульвар Карла III)
Ревуар (Эктор Отто - Оноре Лабанд) включая экзотический сад Монако
Монегетти / Бельгийский бульвар (бульвар Ренье III - Бельгийский бульвар)
Фонвьей (Fontvieille)
Фонвьей назван так по имени источника, найденного здесь в античности, является экономической и промышленной зоной. Это недавно построенная область на территории, в 1970-х годах отвоёванной у моря и добавленная как 4-я административная единица. В 1905-м году, среди прочих промышленных объектов, здесь были пивоварня, мукомольная и шоколадная фабрикаa. Сегодня, на площади примерно в 22 гектара развелось множество всяких фирмочек, жителей и около сотни магазинов.
Ныне, районы Монако-Вилль, Кондамин, Монте-Карло, Фонвьей и Монегетти определены департаментом туризма Монако как 5 современных районов в княжестве.
Туристическую карту можно скачать и распечатать кликнув по этой :
ссылкеНа самостоятельное изучение выносятся следущие материалы:
Музеи, выставки и прочие радости для осмотра туристами в Монако Рестораны, казино, бары дискотеки О том, где можно и лучше остановиться на время Гран-При, будет в следущей части.
Возможность проживания непосредственно в княжестве там рассматриваться не будет, поэтому сюда вынесу ссылку на
Отели, СПА-и прочие оздоровительные центрыС другой стороны, словосочетание "Спа в Монако", может вызвать и замыкание в мозгу.
Транспортная система
Транспортная система княжества включает в себя вертолётную площадку, железнодорожный вокзал, дорожное сообщение с сопредельным регионом Франции и внутригородскую автобусную сеть, службу такси, систему парковочных мест, а также систему лифтов и эскалаторов, поскольку город расположен в общем-то на скалах и является многоуровневым.
Информацию о способах как добраться до Монако можно прочесть в сопутствующей
брошюре
Вертолётная площадка используется вертолётной компанией Heli Air Monaco, перевозящей людей и связывающий Монако по воздуху с Ниццей, Каннами и Сен-Тропе, а также предлагающей облетные экскурсии над французской ривьерой. Цены приличные, но всё же не безумные.
Cайт компании
Внутригородская автобусная сеть обслуживается автобусной компанией Монако (Campagnie des Autobus de Monaco). Билет на автобус позволяет в течении 30 минут с момента валидации билета пересаживаться с одного автобуса на другой.
Маршрутная сеть, имеет следущий вид:
В печатном виде, схему с расписанием можно скачать
отсюда и распечатать.
На время проведения Гран-При движение автобусов претерпевает естественные перетрубации. Те линии, маршруты которых попадают на трассу, очевидно приостанавливаются.
У автобусной компании также есть свой
сайт, но большая часть информации на французском языке. На английском - много меньше.
Об автобусном и железнодорожном сообщении будет рассказано позже, а о парковочной системе, если она зачем-то вам понадобилась лучше дать ссылку на
сайт парковщиков.
В заключении 1-й части, думаю лучше всего стоит дать ссылку на сайт
Visit Monaco, его русскоязычную часть.
Вторая часть будет посвящена вопросам транспорта и проживания.
Продолжение следует...
Часть 2-я