...Формирование иллирийцев как культурной общности, или народа, шло, как и у кельтов, собственным путем. Для них характерно курганное погребение, как это явствует из раскопок, сделанных в местности Гласинац возле Сараева. Эти курганы позволяют нам делать вывод о том, что иллирийцы отделились от индоевропейцев, подобно германцам, фракийцам или дакийцам уже в период культуры курганных погребений (после 15 в. до н.э.), однако еще долгое время у них сохранялась общественная организация на уровне жуп (sipa), и вследствие этого они как этнос в сравнении с венетами, точно так же как кельты, были более молодым явлением. Иллиры впоследствии заимствовали погребение по обряду трупосожжения. Их культура развивалась под влиянием греков, которые с середины 8 в. до н.э. имели свои колонии на берегу Адриатического моря.
Влияние иллирийцев затем распространялось на север, на территорию современной Словении, в Восточные Альпы и Западную Паннонию. В Западной Паннонии носители гальштатской культуры Вал еще долгое время сопротивлялись иллирийскому господству 18. В гальштатский период из восточно-европейских степей сюда часто совершали свои набеги киммерийцы и скифы, о чем свидетельствуют захоронения, в особенности в Паннонии. Как долго паннонцы, находясь под иллирийцами, сохраняли свою этническую самобытность, мы сейчас оценить не можем. Можно лишь предполагать, что слой земледельцев паннонско-венетского этноса сохранялся до прихода римлян (с.17)
...одна из славянских волн переселения возникла на юге значительно ранее остальных. И это подтверждают археологические открытия, свидетельствующие о распространении Культуры полей погребальных урн с территории Лужицы после 1200 г. до н.э., а также выводы языкознания, которое установило, что насителями данной культуры были венеты (G.Devoto), то есть праславяне, ныне западные славяне (C.Verdiani). Эта волна переселений пришла с севера не то что на несколько веков, но на полторы тысячи лет раньше остальных. После нее археология уже не находит каких-либо следов другой волны, в которой можно было бы распознать признаки переселения какого-либо из славянских народов. И это было до 5-6 вв. н.э.
В этой связи мы должны попытаться дать ответ на вопрос, почему южные славяне после своего переселения на Балканы в 5-6вв. переживали иной путь языкового и общественного развития, нежели словенцы?
При переселении на Балканы произошла встреча восточной и западной волны славян, что явилось поводом для возникновения новой славянской языковой группы.
Следует уяснить, каково было при этом влияние иллирийского и фракийского языков, то есть языков населения, которое здесь проживало ранее. Если древние иллирийцы или фракийцы к тому времени были латинизованы или эллинизированы, то южнославянские языки должны были позаимствовать у них множество латинских и греческих слов. Мы ведь не можем допустить, что оба народа, населявших Балканы, бежали отсюда под натиском славян, или полностью укрылись за крепостными стенами приморских городов, или просто растворились в славянском море.
Коренное население в большинстве своем осталось на прежнем месте и затем смешались со славянскими пришельцами. Их язык, иллирийский или фракийский, должен был быть еще довольно близким индоевропейскому, подобно праславянскому языку. Поэтому в южнославянских языках иллирийские или фракийские слова не выделяются. Совершенно другое дело - албанский язык, в огромной мере подверженный влиянию греческого, а впоследствии - турецкому влиянию.
Если в южнославянских языках пласт более древней иллирийско-фракийской лексики не особо выражен, то, с другой стороны, тем более характерны южнославянские особенности в народной культуре. Сельскохозяйственная культура южных славян сильно отличается от этого вида культуры словенцев, а также и прочих славян. И эти особенности мы, очевидно, должны отнести именно на счет иллирийского и фракийского наследия.
В сравнении с южными славянами как язык, так и народная культура словенцев свидетельствуют о качественно иных исторических корнях. Как уже упоминалось, словенцы относятся к праславянской ветви западных славян, предки которых уже в период переселения времен Культур погребальных урн заселили склоны Альп. И там, прежде всего, в Восточных Альпах, они сохранились, в том числе и в период Гальштата, Латена, римского Норика и средневековой Карантании, вплоть до наших дней. Этот факт следует учитывать языкознанию, так же как и историографии, по крайней мере, в качестве одного из исходных положений для дальнейших исследований (с.33-34)
...Общественная организация карантанцев отличалась от германской, основой которой являлась древняя родственная жупа - sipa (Sippe, zupa). Основой карантанской организации была весь (vas) в значении общности и населенного пункта, с поделенной пашней и общим выпасом и лесными угодьями. О старой жупе напоминает лишь термин zupan, которым обозначался глава сельской общины. О существовании какой-либо родовой общине в Карантании источники нам не сообщают.
Каждая весь имеет свою территорию, несколько таких поселений в зависимости от географического положения связывается в округ, возможно, называвшийся жупанией, которой правил главный жупан, которого также могли называть головой (эти названия в источниках не присутствуют). Во главе округа стоит региональный князь (princeps), наделенный, как представляется, прежде всего военными функциями, а также осуществляющий связь с центральным двором, властью, во главе которой стоит воевода (dux). Воевода и князья образуют слой знати, который все же не является наднародным.
Свободные крестьяне, в противоположность знати, являются решающим политическим фактором. На уровне селения они организуются в совет, называемый соседством (sosednja, sosecka), на уровне округа совет называется поезда (pojezda), куда приезжает обычно высший представитель власти, в том числе воевода, на всенародном уровне такой совет называется веча. На нем избирается новый воевода, непосредство или через посланников, т.н. добрых людей. Нового воеводу через своего представителя (?) возводит на трон народ на Княжьем Камне; после этого воевода отправляется на Госпосветско поле и восходит на Воеводский трон, где осуществляет первые шаги пребывания у власти.
Все эти правовые особенности Карантанского государства нам известны лишь из более поздних записей, однако они, несомненно, восходят к самым истокам и впоследствии, в средние века, сливаются с феодальными элементами, в результате чего образуется средневековая феодальная система Карантании. В этой системе присутствуют и другие древние словенские элементы, в числе которых наиболее характерными являются свидетельства об отправлении закона: rota как старинный вид присяги в определенных местах, именуемых rotiscе, свидетели называются двояко: svidok (testis oculatus), также posluh (testis auditus).
Для обозначения общности остается термин община (obcina), общественные работы называются robota, внутренние беспорядки носят название крамола (carmola), коварное убийство называется разбой и т.д.(с.56)
Йожко Шавли. Венеты: наши давние предки
http://sventovid.narod.ru/TXT3H/venety1/h01.htmhttp://svetaland.webgarden.cz/unnamed-26