год: 2002
страна: USA
жанр: crime, drama, thriller
режиссер: Christopher Nolan
в ролях: Al Pacino, Martin Donovan, Robin Williams, Hilary Swank
композитор: David Julyan
IMDb Rating: 7.2/10
Let me sleep.
Детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) вместе с напарником направляется в небольшой городок на Аляске для расследования загадочного убийства семнадцатилетней девушки. Раскрыть убийство с ходу у уверенного в себе детектива не получается, и он принимает решение остаться в городке еще на несколько дней. Кроме того, отдел внутренних расследований полиции Лос-Анджелеса упорно копает под Дормера и его напарника. Поэтому торопиться покидать живописный тихий городок детективам не с руки. Дело быстро обрастает новыми подробностями. Кажется, что раследование движется в правильном направлении, но когда к преступнику удается подойти на расстояние вытянутой руки, случается непридвиденная ситуация, в результате которой Дормер сам переходит черту, отделяющую его от убийц, поимке которых он посвятил всю свою жизнь. Все больше запутываясь в обстоятельствах случившегося, мучимый бессонницей в краю, где не темнеет даже ночью, Дормер уже готов опустить руки, но ускользнувший в прошлый раз убийца сам находит детектива. Теперь им обоим предстоит сыграть друг с другом в смертельную игру, а Дормеру, помимо всего прочего, еще и разобраться в своих принципах. Вообще, неблагодарное это дело - рассказывать о сюжетах фильмов Кристофера Нолана, поэтому перейдем к впечатлениям от фильма.
Нолан есть Нолан. Плохих фильмов он еще ни одного не снял. И этот не исключение. Бессонница - добротный триллер, скроенный по всем законам жанра и приправленный фирменным нолановским стилем. Нелинейную композицию сюжета режиссер на этот раз не использует. Вместо нее - грамотно расставленные флэшбэки, короткие эпизоды, которые время от времени выбрасывает измученное бессоницей сознание Дормера. Весь фильм мы будто видим слипающимися глазами детектива. И вместе с Дормером зажмуриваемся, когда по щелчку выключателя яркий искусственный свет заполняет комнату. Отдельного слова, конечно же, заслуживает Аль Пачино. Не умаляя заслуг Нолана, фильм во многом держится на игре Пачино. Мы без труда верим в то, что его герой - профессионал своем деле. Можно сказать, что Дормер съел собаку на поимке преступников. И все это видно по лицу актера, по его глазам и спокойному, приглушенному голосу, который он за весь фильм практически ни разу не повысил. Вобщем, создается ощущение, что во время съемок фильма Пачино действительно ограничивал себя в плане хорошего здорового сна. Дормер спадает с лица практически у нас на глазах. Если это актерская игра, то я еще больше приклоняюсь перед талантом этого актера.
Впрочем, триллер - это лишь оболочка, под которой Нолан спрятал тонкое и умное кино об ответственности, о верности себе, своим принципам и об уменнии этим принципам следовать. На протяжении всего фильма Дормер делает выбор между тем, чтобы остаться верным себе, но дорого за это заплатить, и тем, чтобы жить спокойно, но отказавшись от убеждений. Груз ответственности за сделанные ошибки давит на Дормера со страшной силой. Усталость от этой ответственности все тяжелее с каждой бессонной ночью. Оправдавает ли цель использованные средства? На этот вопрос Дормер найдет ответ, но следовать ему уже не сможет. В этом мире нет правильного и неправильного. Есть только мнения об этих понятиях. Все равно каждый решает, что правильно конкретно для него. Кристофер Нолан предлагает нам задуматься над этими непростыми вопросами. Так почему бы это не сделать?