год: 1981
страна: West Germany
жанр: drama, history, war
режиссер: Wolfgang Petersen
в ролях: Jürgen Prochnow, Herbert Grönemeyer, Klaus Wennemann, Hubertus Bengsch, Otto Sander, Erwin Leder
композитор: Klaus Doldinger
IMDb Rating: 8.5/10
Этот мощнейший фильм Вольфганга Петерсена повествует о боевом походе реально существовавшей подводной лодки Третьего рейха U-96. В основу фильма положен роман Лотара-Гюнтера Буххайма, который в одном из походов лодки находился на борту в качестве военного корреспондента. Если вы знаете Петерсена исключительно по его голливудским фильмам-катастрофам и не смотрели Подводную лодку, значит настоящее знакомство с эти немецким режиссером у вас еще впереди. Это не просто военная драма, идеально срежиссированная и сильнейшим образом сыгранная. Петерсен вывел свой фильм на куда более высокий уровень. Уровень достоверного военно-исторического документа, в котором начисто отсутствуют сантименты и героический пафос. По своей сути, это антигеройское кино, в котором все происходящее подчинено законам жизни, а точнее - безжалостным законам войны.
Шаг за шагом Петерсен раскрывает перед зрителем "прелести" воинской службы на подводной лодке, делая ставку на абсолютную реалистичность событий и неподдельный драматизм судеб героев фильма. Гнетущая атмосфера подлодки, нечеловеческая усталость экипажа, грязь, пот и кровь, простые и естественные эмоции и желания, абсолютное мужество и нечеловеческая самоотдача ради себя и товарищей по команде, жизнь на пределе воли, психического и физического напряжения. Чередуя эпический размах военных действий с почти что камерными историями людей, вынужденных убивать, чтобы не быть убитыми, Петерсен снял не только лучшее кино о подлодках, но и один из лучших фильмов о войне как таковой. Таких фильмов, как этот, попросту нет, а всех подобных можно пересчитать по пальцам одной руки. Существует несколько версий фильма - кинопрокатная (2 часа 30 минут), режиссерская (3 часа 36 минут) и телевизионная (4 часа 53 минуты). Если есть выбор, нужно смотреть именно 5-часовую версию, поскольку там нет ни единой лишней минуты и уж тем более ни единого эпизода, от которого можно избавиться без ущерба для целостности повествования.