Двухсотлетний человек [Bicentennial Man]

Sep 05, 2009 13:28






год: 1999
страна: USA, Germany
жанр: sci-fi, drama, romance
режиссер: Chris Columbus
в ролях: Robin Williams, Embeth Davidtz, Sam Neill, Oliver Platt, Kiersten Warren, Wendy Crewson, Hallie Kate Eisenberg
композитор: James Horner
IMDb Rating: 6.3/10

Эндрю, ты перестал называть себя «этот».

Что для меня фильм Двухсотлетний человек? Лучший фильм Криса Коламбуса, любимая роль Робина Уильямса и удивительная по своей глубине история о том, что значит быть человеком. Я пишу эти строки не как въедливый киноман, а как человек, в котором каждый раз при просмотре Двухсотлетнего человека в душе шевелится что-то живое и трудно сдерживать слезы, когда по экрану медленно плывут титры под волшебную музыку Джеймса Хорнера. Сей отзыв - всего лишь мое персональное признание в любви к фильму, который никогда не покинет топ-лист моих личных (пусть и не общепризнанных) шедевров.

Каждый раз пересматривая Двухсотлетнего человека, я открываю для себя что-то новое, чего не замечал в нем ранее. В истории непрерывных метаморфоз, произошедших на пути от «бытовой техники» к человеческому облику, заключен простой, но важный смысл самого понятия человеческого существа. По сути, мы видим интеллектуальное и эмоциональное рождение нового человека. И более того, здесь проводится очень тонкая, но ощутимая грань между интеллектом и индивидуальностью. Индивидуальность как некий божественный дар дана каждому от природы. И зачастую именно она оказывается для людей тем единственным, чем они могут гордиться и что заменяет им все остальное. Понятие личности подменяется понятием индивидуальности, однако не принимается в расчет то, что именно интеллект, который формируется постепенно и требует усилий, делает из индивидуальной особи животного происхождения человека в истинном (возвышенном) понимании этого слова. Шаг за шагом робот Эндрю пытается определить для себя, что значит быть человеком. Как он должен выглядеть и к чему стремиться. И в конце концов искомые приоритеты сами находят его.

Приходит понимание того, что ограниченность человеческой жизни придает ей величайшую ценность, которую Эндрю смог разглядеть с высоты собственного бессмертия. Он научился не жить по «запрограммированной» траектории и "делать неправильные вещи", чтобы понять, что вокруг него реально и значимо. Жить, учиться, любить, страдать и парить в небе от счастья. Стремиться к идеалу и вместе с тем принимать тот вечный порядок вещей, против которого бессильна наука и который остается лишь принять, чтобы ощутить себя в гармонии с собой и окружающим миром. Всему этому научился Эндрю за два столетия жизни, посвященной поиску человеческих чувств среди нейронных связей своего позитронного мозга. Помимо прочего, Двухсотлетний человек это еще и великий фильм о любви, о предназначении и свободе, но в первую очередь - о человеке. В самом общем смысле этого слова. И прекрасно еще, что фильм Коламбуса - пример той самой фантастики, которая, будучи произведением искусства, является еще и тем самым зеркалом, в которое смотрит человек, чтобы узнать в нем свое отражение, познать себя и примириться с собственной гордостью. Это пример фантастики не ради фантастики, но ради человека. И это кино не о том, как гордо звучит слово «человек», а о том, что быть человеком и жить среди людей - это великое счастье, за которое стоит бороться.





Previous post Next post
Up