Чекисты шутливо называли их «водолазами»… На этой неделе память священномученика Феофана, епископа Соликамского († 24 декабря 1918)
Священномученик Феофан (в миру Сергий Ильменский) родился 26 сентября 1867 г. в Саратовской губернии в семье бедного сельского дьячка. Будущий святитель рано лишился отца и рос на попечении матери и дяди - вдового протоиерея Димитрия Алексеевского.
По окончании Саратовской семинарии Сергий поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1892 году со степенью кандидата богословия. После вступления в брак, будущий святитель был рукоположен во диакона и иерея. Впоследствии отец Сергий был настоятелем кафедрального собора в Саратове, преподавал Закон Божий в учебных заведениях города. При этом священник Сергий публиковался в местной прессе. Большой резонанс вызвала его статья «Современный социализм перед судом слова Божия».
Овдовев, протоиерей Сергий подал прошение на зачисление в братию Валаамского монастыря, где в 1914 г. был пострижен в монашество. В 1916 г. архимандрит Феофан был назначен ректором Пермской семинарии. В феврале 1917 г. в Крестовой церкви Пермского архиерейского дома архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. Хиротонию возглавил епископ Пермский и Кунгурский Андроник.
В Соликамск епископ Феофан прибыл в марте 1917 года. Канцелярия викарного епископа находилась в Свято-Троицком Соликамском мужском монастыре, настоятелем которого был назначен сам епископ Феофан. Кафедральным храмом стал Троицкий собор. Весной 1918 г. в Соликамске началось изъятие церковного имущества. Защищая святыню, священномученик Феофан призвал жителей города «дать твердый отпор антихристианскому походу на Святую Церковь».
В июне 1918 г. большевики убили священномученика Андроника Пермского - он был живым закопан в землю. Епископ Феофан взял на себя управление Пермской епархией.
В это время из северных уездов губернии стали поступать известия об арестах и казнях священников. По самым скромным подсчетам, жертвами красного террора в 1918 г. стали 19 священнослужителей Соликамского викариатства. В канун Ильина дня епископ Феофан произнес слово по поводу убийства большевиками священника Михаила Накарякова, после чего отслужил по нему панихиду. Этот случай послужил одним из поводов для преследования епископа.
Был еще один повод. В сентябре 1918 г. к святителю обратился чиновник Дмитрий Антипин, скрывавшийся от властей. Желая спасти его, святитель назначил его псаломщиком в дальнее село. Но Антипин был опознан, у нег нашли выданные епископом документы. Вскоре чекисты арестовали двух протоиереев - помощников святителя. Чтобы спасти их, епископ Феофан сам пошел в ЧК, где был тут же арестован.
Два месяца священномученик находился под арестом. В камере с ним сидели анархист и большевик, которые постоянно издевались над ним. Потом святитель был переведен в камеру к белогорским монахам. Арестованным удалось передать дароносицу, они постоянно причащались Святых Таин.
За несколько дней до освобождения Перми войсками адмирала А.В. Колчака большевики подвергли владыку изощренным мучениям.
24 декабря в тридцатиградусный мороз епископа привели на берег реки Камы, раздели, сплели ему волосы и, продев через них жердь, стали медленно опускать его в ледяную прорубь. Святителя погружали в прорубь до тех пор, пока его тело не покрылось слоем льда. Поскольку святитель был еще жив, палачи утопили его.
По свидетельству одного из выживших узников пермского арестантского дома, палачи брали из камеры почти каждый день по 10-12 человек. Во дворе им скручивали руки и уводили на реку. Там им завязывали глаза и приказывали идти, пока человек не сваливался в прорубь. Часто большевики практиковали утопление в проруби путем многократного погружения в воду. Представителей духовенства, которых часто убивали таким способом, чекисты шутливо называли «водолазами».
По материалам сайта Соликамской епархии.