Десять возражений на аргументы протодиакона Андрея Кураева

Dec 14, 2015 01:27


Протодиакон Андрей Кураев в «ЖЖ» изложил свои аргументы против канонизации архиепископа Серафима (Соболева) - подвижника, искренне почитаемого в Болгарии.
http://diak-kuraev.livejournal.com/1023018.html
Хочется надеяться, что о. Андрей высказал свои аргументы искренне, ревнуя о Церкви. Но справедливость требует возразить на его аргументы, которые не представляются убедительными.
1. Протод. А. Кураев: «В случае канонизации архиепископ Серафим станет первым и единственным русским богословом ХХ века, прославленным в лике святых и при этом не в лике мучеников, но в традиционном учительском лике - лике святителей. В прославлении мученика Церковь акцент делает на его кончине. В прославлении преподобного - на образе его жития. Мы можем ничего не знать о богословских мнениях мучеников или преподобных - и тем не менее почитать их подвиг».
Ответ: Не вина архиепископа Серафима и Русской Церкви, что все архипастыри и богословы ХХ века оказались либо мучениками, либо исповедниками. То, что архиеп. Серафим будет первым причисленным к лику святых богословом ХХ в., не значит, что он будет единственным. Нельзя согласиться, что Церковь не обращает внимания на богословские воззрения мучеников и преподобных. Среди преподобных есть немало Отцов Церкви, и их богословие стоит на главном месте. То же и с мучениками. Если мученик был еретиком, к лику святых его не причисляли. Что касается святителей, то в святцах имеется немало имен святых архиереев, о богословских воззрениях которых нам ничего не известно.
2. Протод. А. Кураев. «При прославлении святителя Церковь говорит: "это - Мой голос; его слова и назидания - это Мое учение". Святитель в отличие от мученика или преподобного, благоверного князя или юродивого - это учитель, возвещаюший с архиерейской кафедры здравое учение Церкви. Более чем в других ликах святых канонизация святителя означает церковное одобрение книг и проповедей святого».
Ответ: Такое мнение также не представляется правильным. Частные мнения были даже у великих святых и чудотворцев. Есть святители, высказывавшие мнения сомнительные, а иногда и прямо противоположные учению Церкви.  Среди таких святых: святитель Григорий Нисский (апокатастасис), святитель Григорий Великий (иконоборчество), священномученик Ириней Лионский (хилиазм), святитель Епифаний Кипрский (обязательный целибат). Святители нередко высказывали противоположные мнения по одному вопросу, например, свт. Феофан Затворник и свт. Игнатий (Брянчанинов) по поводу природы ангелов. Ни одно из этих мнений не является официальным мнением Церкви.
Ну и наконец, самое главное - в книгах архиеп. Серафима нет никаких ересей.
3. Протод. А. Кураев: «Готова ли наша Церковь возвести третьеразрядные богословские штудии архиепископа Серафима на высшую степень - усвоив им значимость святоотеческих творений? Готова ли перестраивать под них свои учебно-богословские программы, равно как и документы церковного пастырства?»
Ответ:
А) «Третьеразрядные богословские штудии» - мнение субъективное. То, что кажется «третьеразрядным» о. Андрею, не казалось таковым профессорам В.Н. Лосскому, С.В. Троицкому, Н.С. Арсеньеву, М.В. Зызыкину, А.К. Свитичу. Не показались труды архиеп. Серафима «третьеразрядными» и Архиерейскому Синоду РПЦЗ, присвоившему архиеп. Серафиму ученую степень магистра богословия в 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией»  На труды архиеп. Серафима ссылались и представители Западноевропейского экзархата - протопр. И. Смирнов, прот. Г. Флоровский и прот. С. Четвериков.
Б) Слабость богословия - не повод к отказу от прославления. У архиеп. Серафима не столько богословие, сколько апологетика, собрание цитат Писания и Св. Отцов для опровержения ложных мнений. Такие сочинения нередко встречаются у Отцов. Думается, что оценивать апологетику по канонам богословской работы является ошибочным подходом.
В) Зачем перестраивать богословские программы, если ничего еретического и даже сомнительного в сочинениях архиеп. Серафима нет? Несогласие с учением митр. Антония и прот. С. Булгакова разделяется, в целом, современной богословской наукой. Архиеп. Серафим был далеко не самым радикальным критиком софианства прот. С. Булгакова и теории искупления митр. Антония. Архиеп. Серафим выступал против ложных мнений, проникших в православное богословие, искренне защищал Церковь. При этом, он никогда не опускался на уровень личностей. Архипастырь не призывал осудить самого прот. С. Булгакова (в отличие, например, от митр. Серафима (Лукьянова)), никогда не называл ересью и учение митрополита Антония (в отличие, например, от митрополитов Анастасия (Грибановского), Вениамина (Федченкова) и архиеп. Феофана (Быстрова)).
4. Протод. А. Кураев: «Учитывая полемичность его позиции, его прославление может быть воспринято как косвенное осуждение Церковью того, чем она гордится в своем экуменическом диалоге, в своей миссии и в своем диалоге с миром современной культуры, т.е. творческого русского богословия, прежде всего «парижского»…».
Ответ: То, чем гордится Церковь в экуменическом диалоге, останется на своем месте, поскольку архиепископ Серафим такой диалог не отрицал и был к нему готов. Это видно из доклада на Московском Совещании об англиканской иерархии, где архиеп. Серафим положительно оценивал результаты переговоров с англиканами (только не надо читать этот доклад у Якова Кротова, там самая интересная часть пропущена). РПЦЗ в довоенные годы вела диалог с инославными. В 1935 г. Архиерейский Собор РПЦЗ одобрил диалог с сирийцами-монофизитами, Собор 1938 г. - с Малабарской Церковью Индии. В этих Соборах принял участие архиеп. Серафим.
5. Протод. А. Кураев: «Практически все выводы и предложения, содержащиеся в докладах архиепископа Серафима на Совещании 1948 года, были Совещанием отклонены, что явствует из сопоставления текстов докладов и текстов соответствующих резолюций. Изменения резолюций шло в сторону отказа от ригоризма. Учитывая, что архиеп. Серафим в случае канонизации окажется единственным святым участником Совещания - его голос будет в церковной среде считаться более весомым, чем голос Совещания».
Ответ: Главное - не мнение, высказанное архиеп. Серафимом на Совещании, а то, что он согласился с соборным решением Церкви. В отношении нового календаря он высказался более радикально, чем Московское Совещание, а в отношении англиканской иерархии - менее радикально (он был готов признать англиканскую иерархию, однако Совещание поступило более жестко). Для того и созываются Соборы, чтобы восторжествовала истина - общее мнение Церкви. В целом по экуменизму Совещание заняло ту же позицию, что  и архиеп. Серафим, отказавшись от вступления во Всемирный совет церквей.
Жесткие высказывания архиеп. Серафима об экуменизме на Совещании 1948 г. можно объяснить тем, что накануне визита в Москву он получил данные о совместном богослужении болгарского духовенства с иудеями. На самом деле архиеп. Серафим не занимал радикальных позиций в отношении инославия. На Московском Совещании в президиуме сидел Католикос всех армян Георг IV, представители Армянской Церкви подписали некоторые документы вместе с православными и возражений со стороны архиеп. Серафима не было.
Ранее, в 1921 г. на Карловацком Соборе еп. Серафим высказался за создание общехристианского фронта по борьбе с безбожием. В 1935 г. Архиерейский Собор РПЦЗ  с участием архиеп. Серафима высказался за взаимодействия с инославными для борьбы с коммунизмом и атеистической идеологией.
6. Протод. А. Кураев: «Политические и историософские взгляды архиеп. Серафима носят весьма жесткий характер и всегда будут «боеприпасами» для «правых» критиков Церкви. Во всяком случае с нынешними официальными документами нашей Церкви (в т.ч. с «Основами социальной концепции») они будут находиться во взаимоисключающих отношениях. Если Церковь введет архиеп. Серафима в святительский лик, это даст повод обвинять ее саму в лицемерии» (протодиаконом А. Кураевым приводятся в пример высказывания архиеп. Серафима против демократического правления в защиту монархии, высказывания в защиту главенствующего положения Церкви, ссылка архиеп. Серафима на свт. Феофана Затворника в защиту смертной казни за проповедь безбожия)
Ответ: Архиепископ Серафим не скрывал монархических убеждений, был противником демократической власти, ереси здесь нет. Частное мнение допустимо даже в богословии, не только в политике. Архиеп. Серафим никогда не призывал к бунтам, неповиновению, а в эмиграции отказался от политической деятельности. О монархии, как форме будущего устройства России, высказался Второй Всезарубежный Собор 1938 г., поэтому мнение архиеп. Серафима соответствовало общему контексту. Защита иерархом прав Церкви должна быть поставлена ему в заслугу, а не ставиться ему в вину. Относительно ссылки архиеп. Серафима на свт. Феофана о возможности смертной казни также нужно помнить контекст, когда в России свирепствовала атеистическая пропаганда, а уничтожение духовенства было массовым.
Непонятно мнение о. Андрея, что свт. Феофану мнения о смертной казни простительны, поскольку они были высказаны до большевистского террора, а архиепископу Серафиму непростительны, поскольку были высказаны во время гонений. Наоборот, архиепископ Серафим своими глазами видел, к чему привел коммунистический атеизм, и резкость архипастыря понятна.
Далее, архиеп. Серафим не был одинок. Смертная казнь существовала в царской России и Церковь с этим смирялась. Были и святые, призывавшие к смертной казни. Кроме свт. Феофана Затворника это: свт. Григорий Омиритский (предлагал казнить язычников и иудеев, отказывающихся принимать христианство), преп. Иосиф Волоцкий (оправдывал казнь еретиков), свт. Лука (выступал за казнь нацистских преступников). Позиция этих святых пока что не привела правых радикалов к требованиям казней иудеев и еретиков.
7. Протод. А. Кураев: «Видение архиеп. Серафимом причин русской катастрофы ХХ века также поражает своей узостью. Неужели расстрелами и мучительными смертями тысяч людей от голода Бог карал именно за нарушение постов? «Все русскiя несчастiя начались съ того, что мы удалились въ своей жизни отъ Церкви, перестали руководствоваться ея ученiемъ и уставомъ. Некогда св. Серафимъ Саровскiй пророчески говорилъ, что великiя беды надвигаются на Россiю, такъ какъ народъ русскiй сталъ нарушать постъ въ среду и пятницу. Что бы онъ сказалъ, если бы дожилъ до последняго времени, когда русскiе люди перестали поститься и въ Великiй постъ, посещали въ это время театры, предавались танцамъ и оргiямъ до утра даже подъ праздники»…»
Ответ: Архиепископ Серафим был абсолютно прав, когда называл причиной катастрофы 1917 года упадок нравственности и рост безбожия. Несоблюдение постов - это одна из частностей, которая протодиаконом А. Кураевым намеренно и, согласитесь, нечестно выставляется в качестве основы. Что нехристианского в том, что трагедию России архиеп. Серафим видел в упадке благочестия? Все ветхозаветные пророки объясняли беды Израиля упадком благочестия. Вот если бы архиеп. Серафим сводил всю проблему к какому-нибудь «масонскому заговору», тогда можно было бы согласиться с обвинением в узости.
8. Протод. А. Кураев: «Слова архиеп. Серафима о новомученике св. Иларионе Верейском: "Иларион Троицкий заражен тлетворным духом времени"».
Ответ: Этот аргумент тоже не представляется серьезным. Безгрешен только Бог, даже у великих святых бывали конфликты и отрицательные высказывания друг о друге. Апостолы Петр и Павел, святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, святители Иона Московский и преподобный Пафнутий Боровский. А святитель Кирилл Александрийский вообще сравнивал Златоуста с Иудой. У архиепископа Серафима столь резких высказываний нет и близко.
9. Протод. Кураев: «Отзыв митрополита Евло¬гия (Георгиевского), прямого начальника владыки Серафима о нем: Епископ Серафим со¬здал в приходе неприятную атмосферу нездорового мистицизма - пророчес¬ких вещаний, видений...»
Ответ: Митрополит Евлогий был «прямым начальником» архиеп. Серафима всего в течение нескольких месяцев 1921 года. Но не в этом дело. Митрополит Евлогий - источник предвзятый и доверия не заслуживающий. Митрополита можно понять. Он когда-то назначил епископа Серафима в Софию и впоследствии рассчитывал на его поддержку во всем. Его отрицательный отзыв связан с обидой на архиеп. Серафима за выступления против прот. С. Булгакова, а также за выступления против отделения митр. Евлогия от РПЦЗ.
10. Протод. А. Кураев: «Или слова еп. Серафима - "признание тобою советской власти тяжелее греха ереси"».
Ответ: Это взято из частного письма архиепископа Серафима архиепископу Вениамину (Федченкову) (1934 г.) Когда протод. А. Кураев оправдывает свт. Феофана за его призывы к казням, то указывает, что это взято из его частного письма. Но, когда о. Андрею нужно опорочить архиепископа Серафима, он ссылается на его частное письмо. «Признание тобою советской власти тяжелее греха ереси» - слова, высказанные в частном письме, причем в полемике. Слова сказаны архиеп. Вениамину (Федченкову), обвинявшему митр. Антония в ереси. Мысль архиеп. Серафима такова: не тебе, оправдывающему атеистическую власть и молчащему о гонениях на Церковь, обвинять кого-либо в заблуждениях. То, что это сорвавшиеся сгоряча слова, а не утверждение архиеп. Серафима подтверждается тем, что он не отрицал благодатности таинств Церкви в Отечестве. Это прекрасно видно из того же письма вл. Серафима, которое цитируется о. Андреем.

РПЦЗ, Серафим (Соболев)

Previous post Next post
Up