Blade Runner
Год: 1982
Страна: США, Гонконг, Великобритания
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг, Эдвард Джеймс Олмос, М. Эммет Уолш, Дэрил Ханна, Уильям Сэндерсон, Брайон Джеймс, Джо Тёркел, Джоанна Кэссиди, Джеймс Хонг, Морган Полл, Кевин Томпсон
Продолжительность: 121 минута
Слоган: "A Futuristic Vision Perfected"
Будущее. Компания Тайрелл производит киборгов-репликантов, внешне практически не отличимых от людей. Срок их жизни весьма ограничен и используются они либо на тяжёлых работах, либо в сфере интим-услуг. Некоторые репликанты сбегают из-под контроля властей и тогда за ними начинают охотиться так называемые "Бегущие по лезвию" - сотрудники специального отдела полиции Лос-Анджелеса. Как, например, главный герой фильма - Рик Декард.
Я садился смотреть этот фильм с весьма завышенными ожиданиями. Во-первых, конечно, я знал, что это классика научной фантастики, культовая лента и всё такое прочее. Во-вторых, после выхода сиквела волна обожания этой ленты вновь прокатилась по просторам Интернета, на этот раз уже в сравнительных характеристиках. Не смущал меня даже тот факт, что Ридли Скотта я обычно воспринимаю плохо. Есть у него, конечно, удачные попадания, например, "
Тельма и Луиза", первый "Чужой" или свежий "
Марсианин". Однако такие распиаренные его картины, Как "
Гладиатор", "
Советник" или "
Прометей" вызывают у меня лишь глухое чувство противоречия. Но, повторюсь, ожидания от "Бегущего по лезвию" были очень высокими.
И фильм мои ожидания не оправдал совершенно. Я понимаю, что попру сейчас против общепринятого мнения, но я хотел увидеть глубокий, интересный фильм с отличными актёрскими работами, а получил невнятную, скучную картину, с дико раздражающим Рутгером Хауэром, и одной-единственной мыслью, жёваной-пережёваной авторским стилем режиссёра, откровенно считающего себя гением. Нет, ну серьёзно, "Бегущий по лезвию" - невероятно скучный фильм. Он длится почти 2 часа, а на экране не происходит практически ничего. Многие вещи, врать не буду, существуют за пределами зрительского "зрения" и о них Ридли Скотт нам предлагает догадаться. Однако, судя по неутихающим спорам в сети, сделать это оказалось не так уж и просто. Даже Дэвид Линч после своего вызывающего "Малхолланд Драйва" дал поклонникам подсказки к пониманию фильма. Но Ридли Скотт не такой - он будет до последнего делать вид, что и сам не знает, о чём он хотел нам поведать. Я знаю, что поклонники фильма возразят мне - мол "достоевщина", мол "ницшеанство", мол "тварь я дражащая" и всё такое. Но, ребят, там, где у Достоевского всё разложено по полочкам, все тончайшие нюансы психологии и философии вывернуты наружу, промыты, обработаны и завёрнуты в депрессивные словесные обороты, там у Ридли Скотта ровно одна мысль, размазанная по закоулкам туманных намёков и недоговорок.
Актёрскую игру в ленте "Бегущий по лезвию" тоже особо хвалить не приходится. Кто-то, конечно, был на своём месте, как Харрисон Форд, кто-то оказался не особо заметен, как Тайрелл в изображении Джо Тёркела, кто-то даже понравился - например, Брайон Джеймс, прекрасно изобразивший репликанта-невротика Леона. Но самый отчаянный киноманский позор, это похвалы в адрес абсолютно плоского и одномерного антагониста Роя, воплощённого на экране Рутгером Хауэром. Это очень мило: всем так понравилось, как он прочитал в конце фильма стих и внезапно изменил свои антагонистские намерения относительно Декарда, но где здесь заслуга именно Хауэра, как актёра, я не понял. Ведь добрые 20 минут перед этим он бездумно и с абсолютно одинаковым выражением лица носился по опустевшему дому, скалил зубы, как какой-то киберпанковый Фредди Крюгер, и показывал игру уровня молодёжных слешеров.
Конечно, есть у этого фильма и достоинства. Прежде всего, это потрясающий визуальный стиль и созданная кинематографистами густая плотная нуарная атмосфера. Вот тут Ридли Скотт молодец, этого я отрицать не собираюсь. Для 82-го года это, конечно, был прорыв. Очень красиво, а уж вкупе с потрясающей музыкой Вангелиса - это действительно выглядит весьма достойно. Пока, наконец, не устаёшь восхищаться визуалом и не начинаешь понимать, что именно за ним спрятано. Второе достоинство, это Харисон Форд, который, как я уже говорил вполне на своём месте, хоть и далеко не в привычном для себя амплуа молчаливого героя-одиночки. Справился хорошо, из стиля не выбивался и оставил достаточно приятное впечатление. Ну и всё на этом, пожалуй.
Таким образом, я, если честно, несколько удивлён. Понимаю, что рискую вызвать гнев поклонников, но Ридли Скотт меня опять разочаровал, хоть и с опозданием в 35 лет. Ни пересматривать "Бегущего по лезвию", ни считать его гениальным образцом жанра научной-фантастики у меня желания, к сожалению, не возникло.
Оценка: 6 из 10
<<Перейти к списку рецензий>>
Blade Runner 2049
Год: 2017
Страна: США, Великобритания, Канада
Режиссёр: Дени Вильнёв
В ролях: Райан Гослинг, Робин Райт, Ана де Армас, Джаред Лето, Сильвия Хукс, Харрисон Форд, Вуд Харрис, Томас Лемаркус, Эдвард Джеймс Олмос, Хиам Аббасс, Маккензи Дэвис, Дэйв Батиста, Баркхад Абди
Продолжительность: 164 минуты
Слоган: -
Будущее. С момента событий, показанных в первом фильме, прошло 30 лет. Компания Тайрелла разорилась, а произведённые ею репликанты старых моделей были либо уничтожены, либо скрылись от "бегущих по лезвию". Вместо Тайрелла на авансцену вышел другой технический гений - некто Ниандер Уоллес, создавший репликантов с улучшенными характеристиками. Его чаяния оказались тесно переплетены с судьбой простого репликанта-полицейского Кея.
Я шёл в кинотеатр смотреть этот фильм с весьма заниженными ожиданиями. Во-первых, мне не понравилась первая часть ленты, вышедшая 35 лет назад, и вполне логично было предполагать, что сиквел ожидает та же участь. Во-вторых, я ещё и отзывов в сети негативных начитался: из разряда "невероятно скучный, затянутый фильм ни о чём". И тут я подумал: если уж первая часть показалась мне невообразимо унылой, то что же я буду делать на второй, учитывая, что в ней ещё и хронометраж на час длиннее. Не успокаивал меня даже тот факт, что Дени Вильнёв на данный момент один из самых любимых моих режиссёров. Я, правда, пока не добрался до его раннего творчества канадского периода, но от "
Пленниц", "
Врага", "
Убийцы" и "
Прибытия" я просто в восторге.
Фильму, однако, удалось развеять все мои сомнения. Это прекрасный образец научной фантастики: современный, актуальный, использующий все достижения массовой киноиндустрии. Конечно, Дени Вильнёв постарался не отступать от духа и стиля оригинальной ленты, что, впрочем, ему не вполне удалось, учитывая негативные отзывы поклонников творчества Ридли Скотта в сети. Но их претензии мне смешны: фильм получился гораздо интереснее, разнообразнее и, что самое главное, внятнее, чем распиаренная жемчужина жанра 82-го года выпуска. Там где у Ридли Скотта сплошные намёки и размазывание одной мысли по двум часам хронометража, там у Вильнёва целая палитра различных сюжетных красок: от единства и борьбы противоположностей до двойственности человеческой натуры, от попыток обрести своё украденное прошлое до невероятного упадка человечности в современном мире, от влияния живых внешне, но бездушных внутри гаджетов на нашу жизнь до произвола полицейского государства, от антибулгаковской силы, что вечно хочет блага и вечно совершает зло, до гоголевского "маленького человека" в зелёной шинели, неожиданно получившего шанс стать кем-то значимым, и также неожиданно и трагически его потерявшего. И всё это на фоне невероятно красивых, стильных, местами даже элегантных локаций, подкреплённых дойстойной музыкой Ханса Циммера.
Актёрскую игру в ленте "Бегущий по лезвию 2049" тоже особо ругать не приходится. Кто-то, конечно, оказался явно не в своей тарелке, как, например, Джаред Лето, кто-то оказался достаточно шаблонным антагонистом, как боевая репликантка Лав, которую изобразила Сильвия Хукс. Однако, безусловно, есть и шикарные попадания. Очень прилично, на мой взгляд, сыграл Райан Гослинг, особенно несколько ключевых сцен во второй половине картины, связанных с его разрушенными надеждами. Классно внедрился в сиквел Харрисон Форд, чей образ, на мой взгляд, получился гораздо более цельным и разнообразным, нежели это было в оригинальной картине. Весьма убедительна была Робин Райт, сыгравшая начальницу полиции Лос-Анджелеса (ей не в первой изображать на экране сильные женские персонажи). И, конечно, отдельно хотелось бы отметить неизвестную мне до этого момента Ану де Армас.
Конечно, есть у этого фильма и недостатки. Прежде всего, всё-таки фильм немного затянут. Два пятьдесят - неоправданно раздутый хронометраж, причём в первую очередь стоило бы подсократить экшн, например, драку Лав и Кея на берегу, которая длилась добрые двадцать минут и успела утомить точно так же, как и финальная беготня Хауэра в оригинале. Второй серьёзный недостаток, это, как уже было отмечено выше, не попавший в свою роль Джаред Лето: получилось слишком уж пафосно и безвкусно. Есть претензии и к финалу фильма, который слишком уж откровенно кричит о намечающемся продолжении. На мой взгляд, любой фильм должен иметь свою финальную точку, здесь же мы увидели "запятую".
Всё это не отменяет того факта, что "Бегущий по лезвию 2049", на мой взгляд, это один из лучших фильмов уже уходящего 2017-го года. Возможно, он не станет культовым и не совершит прорыва в жанре, но здесь и сейчас он смотрится гораздо более интересной и разнообразной работой, нежели её предшественник.
Оценка: 9 из 10
<<Перейти к списку рецензий>>