Представительницы древнейшей профессии не слишком часто становятся главными героинями кино - тема спорная, да и снимать такое в любое время было занятием весьма рискованным. Тем примечательнее становится успех ленты Петра Тодоровского “Интердевочка”, которую мы сегодня сравним с легендарной, американской картиной “Красотка”.
Советский писатель Владимир Кунин в 1988 году опубликовал в журнале Аврора повесть “Интердевочка”, ради которой ему пришлось хорошенько потрудиться. Задумав повесть о проститутках, Кунин смог раздобыть необходимые разрешения и четыре месяца проработал в отделе милиции, сотрудники которого обязаны были предотвращать контакты иностранцев с советскими девушками по вызову в интуристовской гостинице “Прибалтийская”. Повесть “Интердевочка” вызвала большой резонанс в обществе, так что Кунин решил ковать железо пока горячо, сделал из книги сценарий и предложил материал Петру Тодоровскому и его жене Мире, одной из первых советских продюсеров. Сначала Тодоровский наотрез отказывался снимать ленту со столь спорной тематикой, однако после того как Мира нашла независимые от государства источники финансирования, режиссёр всё же решил согласиться. Благодаря хорошему производственному бюджету, съёмки заняли всего три месяца, и уже в 89-м году лента вышла в широкий прокат, произведя эффект разорвавшейся бомбы.
Изначально фильм “Красотка” задумывался продюсерами, как тяжёлая драма о проституции в Лос-Анджелесе 80-х годов. Главная героиня Вивиан помимо всего прочего должна была страдать от наркотической зависимости, а её случайный возлюбленный Эдвард в конце должен был бросить Вивиан на произвол судьбы. Однако в итоге продюсер Джеффри Катценберг настоял на том, чтобы сценарий переписали в духе романтической комедии, как историю о современной Золушке. Первый вариант текста назывался “Три тысячи долларов”, однако всё тот же Катценберг посчитал, что это звучит как название научно-фантастического фильма, в итоге сценаристы остановились на варианте “Красотка”. Режиссёром назначили проверенного кинематографиста Гэрри Маршалла, автора романтических лент “За бортом” и “На пляже”, который в отличие от Тодоровского с радостью принял это приглашение. В итоге картина “Красотка” была выпущена на экраны в 90-м, спустя год после “Интердевочки”.
Успех обеих этих картин мог бы и не случится, если бы не стопроцентное попадание в образы исполнительниц главных ролей. Понимали это и режиссёры, так что кастинги проводились со всей серьёзностью и большой долей ответственности. Изначально главная роль в ленте “Интердевочка” предназначалась Татьяне Догилевой. Автор повести Владимир Кунин утверждал, что писал свой сценарий конкретно под эту актрису. Однако на пробах она разочаровала Тодоровского, после чего начались продолжительные поиски другой исполнительницы. Сначала попробовали Наталью Андрейченко - не подошла, отправили приглашение польской актрисе Катажине Фигуре, но та отказалась. В итоге остановились на кандидатуре молодой и неизвестной Елены Яковлевы, несмотря на то, что Тодоровский считал её недостаточно фигуристой для исполнения роли девушки по вызову. Уже во время съёмок, Яковлева поставила режиссёра в сложное положение, наотрез отказавшись сниматься в обнажённом виде, Тодоровскому в итоге пришлось идти на различные ухищрения с монтажом и комбинированными съёмками.
Гэрри Маршалл также перепробовал десятки актрис, прежде чем смог найти исполнительницу главной роли в “Красотке”. Кто-то не подошёл по возрасту, как например Вайнона Райдер и Дженнифер Коннелли, кому-то не понравился сценарий - среди таких оказались Мишель Пфайфер, Дэрил Ханна, Дайана Лэйн и Молли Рингуолд. Также по разным производственным причинам не получилось договориться с Дженнифер Джейсон Ли, Ким Бейсингер, Шэрон Стоун, Сарой Джессикой Паркер и Мэг Райан, которая уже даже была утверждена на роль, но из-за сдвига съёмочных планов отказалась от участия. В итоге от безысходности Маршалл взял в фильм молодую и никому не известную Джулию Робертс, которой эта роль принесла всемирную славу и номинацию на премию Оскар.
Фильм “Интердевочка” наряду с “Маленькой Верой” стал одной из первых советских картин, в которых затрагивались запрещённые прежде темы. Во многом это и предопределило столь бешеный успех ленты у публики: на её счету второе место советского проката в 89-м году и звание лучшего фильма по версии опроса журнала “Советский экран”.
Лента “Красотка” также добилась невероятного успеха, несмотря на то, что многие критики обвиняли её в пропаганде проституции. Неполный список достижений ленты включает в себя безумные кассовые сборы, в несколько десятков раз превышающие производственный бюджет ленты, номинация на Оскар плюс премия Золотой Глобус для Джулии Робертс, а также звание одного из наиболее успешных фильмов за всю историю кино.
А какой фильм больше нравится вам?
P.S. А в следующем выпуске мы узнаем сценарий какого известного российского фильма написал игрок юношеской сборной по футболу, а также какой британский актёр приехал на съёмочную площадку своего первого фильма прямиком из полицейского участка
<<Все выпуски рубрики>>