Режиссёры: Лени Рифеншталь

May 29, 2015 11:00


В сегодняшнем выпуске мы поговорим об одной из самых спорных фигур в истории мирового кинематографа, о талантливом режиссёре и красивой женщине, о любимице нацистских руководителей и современных кинематографистов. Разумеется, это Лени Рифеншталь.




Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась в 1902 году в рабочем районе Берлина. Родители Лени с раннего детства взялись за развитие в дочери художественных наклонностей. Отец дважды в неделю возил её на уроки музыки, а мать воспитывала в ней страсть к танцам и спорту. После окончания школы, Лени Рифеншталь поступила в государственное училище в Берлине и некоторое время изучала там живопись. Казалось, не было такого занятия, в котором бы не преуспела эта юная талантливая девушка: плавание, балет, профессиональный теннис, коньки, пение, живопись. Но лучше всего у неё получались бальные танцы, и до 20 лет, Лени не сомневалась в том, что будет выступать в самых известных немецких театрах. Однако, разрыв связок поставил крест на карьере танцовщицы. Тогда Лени решила стать актрисой и навязалась в подруги к известному режиссёру Арнольду Фанку, который впечатлённый настырностью и талантом девушки, снял её в своих следующих пяти фильмах.

К 32 годам Лени созрела, чтобы попробовать себя в качестве режиссёра и выпустила на экраны картину “Голубой свет”, воспевающую идеальную арийскую красоту. Именно это привлекло внимание Адольфа Гитлера к юной кинематографистке. При первом же знакомстве с ней фюрер включил Лени в список нацистских пропагандистов, безапелляционно заявив: “Вы будете делать для нас кино”. В 34 году Рифеншталь сняла документальный фильм о съезде нацистской партии под названием “Триумф воли”. Ещё спустя три года на экраны вышла лента “Олимпия”, восхваляющая "величайшую" расу, снятая во время Берлинской Олимпиады 36 года. Именно эти два фильма утвердили за Лени Рифеншталь репутацию, от которой она безуспешно пыталась избавиться в течение многих лет после окончания войны.

“Я снимала правду, какой она тогда была. И ничего больше.”



Для большинства обывателей имя Лени Рифеншталь ассоциируется с фашизмом не меньше, чем имена Гитлера, Геббельса или Гиммлера, что, разумеется, накладывает определённый негативный отпечаток на всё её творчество. Однако сама Лени всегда видела себя как аполитичного художника, который в то страшное время не осознавал всей чудовищности нацистского режима. После окончания войны Рифеншталь провела три года в лагерях для интернированных, два года в сумасшедшем доме, пережила несколько судебных процессов. И хотя суд снял с нее обвинения в пропаганде и поддержке фашистского режима и признал её рядовым членом партии, но клеймо «пособницы нацизма» осталось на ней на всю жизнь.

“Я понимаю, что простых извинений недостаточно, но я не могу уничтожить себя или разорвать на части. Это ужасно, я страдаю муками совести вот уже полвека, и, полагаю, что это не закончится до тех пор, пока я не умру.”

Несмотря на подмоченную репутацию, многие кинематографисты и музыканты в открытую признавались в любви к творчеству Лени Рифеншталь, не боясь нападок от СМИ. Её работами восхищался Чарли Чаплин, Жан Кокто предлагал ей совместный проект, а Мик Джаггер просил сфотографироваться на память. Созданные Рифеншталь образы неоднократно воспроизводились другими режиссёрами. Цитаты из её фильмов можно встретить в «Звёздных войнах» Джорджа Лукаса и во «Властелине колец» Питера Джексона. В юмористическом ключе её пародировал Чаплин в «Великом диктаторе», а совсем недавно - финские кинематографисты в «Железном небе». Наконец, брутальные немцы из группы Rammstein сделали скандально знаменитый клип на песню «Stripped» целиком из нарезок фильма «Олимпия».



Несмотря на все жизненные перипетии Лени Рифеншталь до самой старости оставалась талантливой и смелой женщиной, которой были по плечу любые препятствия на пути. После войны, когда дорога в кино для неё была закрыта, Лени заинтересовалась документальной фотографией и отправилась в далёкий и опасный Судан снимать жизнь племён Нуба и Кау. В 60-х годах Лени не побоялась завязать творческое сотрудничество с Роном Хаббардом - главой сайентологической церкви, однако из этого дуэта не получилось ничего путного. В 73 году, когда Лени шёл 72-ой год, она солгала насчёт своего возраста, чтобы получить разрешение на плавание с аквалангом, и занялась изучением подводного мира, снимая на плёнку живописное дно Тихого Океана. А в 2000 году в возрасте 98 лет Рифеншталь вновь вернулась в Судан, где потерпела крушение на вертолёте, пролежала месяц в больнице с тяжёлыми травмами, после чего как ни в чём не бывало продолжила работу.

“Когда я начинаю работать, я забываю про еду и про то, что я женщина. Я забываю про свои наряды, я помню только про работу.”

Лени Рифеншталь дожила до 101 года и умерла во сне в 2003. Незадолго до этого она выпустила документальный фильм под названием “Коралловый рай”, который по достоинству был оценён критиками и зрителями. В этой картине Лени Рифеншталь признавалась в своей любви к девственной природе и подводному миру, который стал её главной страстью в последние 50 лет жизни.

“Я хочу "видеть", все остальное не важно. В этом вся моя жизнь. Я хочу "видеть".”



<<Список всех выпусков рубрики>>

Режиссёры, Вокруг_кино, Лени Рифеншталь

Previous post Next post
Up