The Bang Bang Club Год: 2009 Страна: Канада, ЮАР Режиссёр: Стивен Сильвер В ролях: Райан Филипп, Тейлор Китч, Нильс Ван Ярсвельд, Фрэнк Ротенбаш, Малин Акерман, Нина Милнер, Джессика Хайнс, Лика Ван Ден Берг Продолжительность: 106 минут Слоган: "Бесстрашные герои или адреналиновые наркоманы?"
"Я просто фотографировал происходящее и был слишком напуган, чтобы сказать что-то или попытаться остановить резню. Эти воспоминания действительно мучили меня. Мысль о том, кем же я был в тот самый момент, когда молча спускал затвор" Из воспоминаний Грега Мариновича
ЮАР, начало 90-х, закат политики Апартеида. Возглавляемые Нельсоном Манделой войска Африканского национального конгресса ведут кровавые бои с членами Партии Свободы Инката, ратующими за продолжение расовой сегрегации. Тут же суетятся и представители ООН. Четверо профессиональных военных фотографов освещают событиях, происходящие вокруг них. Какой бы ужас и кошмар не творился рядом, они обязаны оставаться хладнокровными и верными своей профессии.
Я очень люблю такие фильмы. Когда на фоне реальных событий ставятся вечные и практически неразрешимые вопросы, ответы на которые каждый человек должен сформулировать самостоятельно. В данном случае речь идёт о морально-этической стороне профессии "военный фотограф". Кто-то считает их подонками без чести и совести, "стервятниками", которые спокойно наблюдают за мучениями объекта своей съёмки, цинично получая за это гонорары и приобретая мировую славу, не сделав "ничего особенного". Другие наоборот называют их героями, благодаря труду и самопожертвованию которых, мир узнаёт подробности трагических событий, после чего появляется возможность возникновения какого-то общественного мнения и его рычагов давления на ситуацию.
Я не склонен впадать ни в одну из этих крайностей и считаю, что правда, как обычно, где-то посередине. С одной стороны, безусловно, в профессии военного фотографа присутствует элемент "адреналиновой привязанности", наверняка необходим достаточно высокий уровень цинизма, и, конечно, они получают за это деньги. С другой стороны, это их работа, причём работа действительно достойная и опасная. Из четверых героев фильма двое так или иначе умерли из-за своей профессии, ещё одному совсем недавно (этого нет в кино) оторвало обе ноги, последний четыре раза был ранен. Ради чего? Как раз ради того, чтобы "война" получила огласку. Это не их дело, как именно политики и журналисты используют эти снимки, это не их дело - умиротворять воюющие африканские народности, не их дело - кормить умирающих от голода детей. Их работа, их предназначение - с риском для жизни делать фотографии и освещать проблемы, но это их и только их выбор. Поэтому мне и понравилось, что создатели фильма не делают из ребят ни героев, ни подонков.
Что касается чисто кинематографических аспектов - снято всё весьма и весьма достойно. Сценарий понравился не только своей постановкой вопроса, но и стройностью сюжета, в котором каждая последующая сцена логично вытекает из предыдущей. Понравилось, что режиссёр не перебрал с натуралистичностью, но и до "детского рейтинга" не опустился. В целом, понравились и актёры, хотя я никогда не питал симпатий ни к Райану Филиппу, ни к Тейлору Китчу, а остальных я попросту не знаю. Все сыграли очень ровно, никто особо не выделялся. Красивая картинка с изумительными африканскими закатами, хорошее музыкальное сопровождение. Короче говоря, снято не супергениально, но очень толково.
Одним словом, "Клуб безбашенных" - это очень крепкий, профессионально снятый фильм, основанный на реальных событиях и ставящий интересные морально-этические вопросы, которые хочется обдумывать и после просмотра. Очень советую!
P.S. Для тех, кто либо уже смотрел фильм, либо не собирается его смотреть. Несколько фактов о членах "Клуба безбашенных", которые я почерпнул в английской Википедии:[Со спойлерами] Кевин Картер покончил с собой через два месяца после смерти Кена Остребрука, сознательно задохнувшись выхлопными газами. Закадровый текст, который читается в фильме во время этой сцены, это его предсмертная записка, которая в переводе на русский язык звучит следующим образом: "Мне очень, очень жаль. Боль жизни перевешивает радость и приводит к тому, что радость больше не существует... подавлен ... без телефона ... нет денег заплатить за дом ... нет денег на содержание детей ... нет денег на оплату долгов ... деньги!!! ... Меня преследуют яркие воспоминания об убийствах и трупах и злобе и боли ... о голодающих и раненных детях, о людях, не спускающих пальца с курка, многие из которых - полицейские, о жестоких палачах ... Я отправляюсь к Кену, если мне повезёт".
В 2010 году Жоао Сильва, в отличие от Грега Мариновича так и не ушедший из профессии военного фотографа, отправился в Афганистан, где потерял обе ноги в результате взрыва противопехотной мины.
Те самые фотографии, благодаря которым Грег Маринович и Кевин Картер получили Пулитцеровские премии и которые были и остаются камнем преткновения в морально-этических спорах вокруг их профессии: