Мой сайт:
http://www.inintel.narod.ru Нематериальный мир и кибернетика
Дочери Олеси посвящаю эту работу.
Несколько общих соображений о проблеме
Как это ни удивительно, но сегодня в начале 21 века приходится говорить и доказывать многие давно известные, но прилично "затертые" знания. Здесь не место говорить о том почему так произошло, но то, что это было сделано умышленно - я не сомневаюсь. Речь пойдет о том чего не существует, в том отношении, что его невозможно зафиксировать ни какими приборами, не говоря уж о том, что бы измерить, но воздействие на мир, это несуществующее, и особенно на мир людей, оказывает чуть ли не решающее. Я имею в виду нематериальность.
Прежде всего договоримся о рабочих терминах. Под нематериальным мы будем понимать явления оказывающие влияние на мир, но сами себя никоим образом не проявляющие, мы можем видеть только результаты их использования кем-то, или чем-то. Философский термин "идеальное" я стараюсь избегать, поскольку он по понятным причинам совершенно не охватывает такие явления как информация, алгоритмизация, программное управление, виртуальность, а с другой стороны, витает в таких высоких уровнях абстракции, и так оторван от практической жизни, что рассматривать его могут только профессиональные философы, к коим я себя, разумеется, не отношу. Прочие многозначные термины я буду оговаривать по мере их использования.
Для настройки вашего сознания на данную тему, предлагаю читателю ответить для себя на ряд вопросов вне зависимости от того, что вы понимаете под нематериальным:
- было ли проявление нематериальности до появления человека?
- было ли проявление нематериальности до появления жизни на Земле?
- может ли нематериальность существовать без материального носителя?
- может ли нематериальность существовать без материального механизма «овеществляющего» нематериальность?
По ходу работы я постараюсь изложить свои ответы на эти вопросы и мы посмотрим насколько сходны или различны наши суждения.
Прошло почти десять лет как я написал о своем видении сущности нематериального мира («Нематериальный мир» http://inintel.narod.ru/NM.htm) . Статья получилась весьма слабенькая по содержанию, я уж не говорю о форме, но я надеялся, что найдутся более способные люди и изложат эту тему более грамотно и профессионально. Но почему-то время шло, а этого не происходило. Вначале мне льстило то, что моя статья в поисковиках идет в первых рядах по запросу «нематериальный мир», но со временем пришло понимание, что дело не в том, что статья хороша, а в том, что профессионалам она не интересна, они работают не с нематериальным, а с идеальным. С точки зрения здравого смысла это должны быть родственные понятия - ан нет. Идеальное для философов священная корова, и не стоит ее низводить до уровня обычных знаний - там дух, сверхъестественное, а тут пытаются все это свести к простым знаниям - этого не может быть, это все непознаваемо сложно. Эдвард Ильенков, светлая ему память, развенчивал такую точку зрения и показывал, что идеальное познаваемо, ничего сверхъестественного в идеальном мире нет, кроме большой сложности. Но кто его сегодня читает и слушает?
Мой подход к нематериальному миру предлагает связующее звено между наукой о материальном и нематериальном мирах. Не мне судить насколько эти идеи верны, но люди о них должны знать. Тем более, что продвижения в этом вопросе за последние лет десять не было никакого. Даже если предположить, что наука преуспела в познании нематериального, то эти достижения неизбежно будут востребованы в технологиях разработки искусственного интеллекта, и поэтому будут засекречены. А простые люди должны знать через "какие двери", и как в их мозги забрасывают мусор, делая из них образованных животных, и причем уже не первый год.
Мы будем исходить из того, что при всем многообразии механизмов из которых состоит человек, он целен и в поведении, и в управляемости. Поэтому должно быть нечто осуществляющее это общее управление. Это общее мы будем условно именовать биологической системой управления человека, сокращенно БСУ.
Не настаивая на полной истинности своего представления о принципе работы БСУ человека, я попытаюсь показать свое виденье ее работы, как единственного в мироздании объекта, использующего нематериальный мир «по своему усмотрению», что значит с опорой на объективную логику.
Нужно сказать, почему я считаю, что человека можно изучить, если познать принцип работы его БСУ, ведь есть еще и разум, и душа. Дело в том, что этот вопрос относится к извечному философскому спору первичности материи и духа. Что управляет человеком физиология, психика или сознание? Но так ставить вопрос нельзя. Можно ли спросить, что управляет компьютером - аппаратная часть, операционная система или рабочая программа? Это единое целое, первичность операционной системы заключается только в том, что она первая при запуске компьютера вступает в работу, а далее все зависит от рабочих программ. Они могут дублировать ОС, могут контролировать ее работу, а могут «опираться» на нее в своей работе. Но со стороны мы, как наблюдатели, не сможем определить какая из программ в данный момент осуществляет управление работой компьютера. И что здесь первично? Поэтому я считаю вполне правомочным говорить о том, что деятельность человека опирается на БСУ, а его сущность определяет его «программное обеспечение» - ценности, знания, мировоззрение. Об этих вещах исписаны горы книг, но сути человека мы так и не знаем, уверен, что со старым подходом так никогда и не узнаем. Потому что понятия о нематериальном «висят в воздухе», оторваны от механизма работающего с понятиями, мышлением, знанием, чувствами и эмоциями. Вот я и хочу попытаться создать пусть хоть слабенький, но мостик между материей и духом. Разумеется я выскажу лишь свое виденье работы БСУ человека, поэтому советую отнестись к сказанному как к гипотезе.
Продолжение на моем сайте.