Проблема советского исторического кинематографа произошла от того, что умер тов. Сталин.

May 12, 2010 15:00


Тов. Сталин был мудр житейской мудростью, и понимал, что человек в кино хочет видеть не тонкое раскрытие темы, а тыщ-пыщ - наши победили. Он, человек, уе...ся на работе, а в кино идет отдохнуть, и лучшим отдыхом для мужчин (порно мы пока оставим за кадром) является просмотр картин про то, как Наши, АКА Добро, вырвали печень Ненашим, АКА Злу, и сожрали эту печень у Зла на глазах. Для женщин все это могло сопровождаться и сопровождаться "Орел-Степной-Казак-Лихой" и свадьбой в финале.

Но тыщ-пыщ должен был быть обязательно, Наши должны были всем вломить, и под это можно было ненавязчиво пустить и какое-то правильное нравоучение, и отражение эпохи, пусть и искаженное в целях художественно-идеологических, и даже чтобы попы покадили или обличили блудницу - Венецианскую республику.

Но товарищ Сталин умер, и наш исторический кинематограф стремительно покатился в унылое говно, окончательно упокоившись в нем к концу 10-х - 80-м годам. Картины 50-х еще можно смотреть, а вот дальше пошел лютый отстой. Во-первых, был забыт главный завет вождя: не делать докуя картин в год, а делать десять-двенадцать, но чтобы все усрались и ходили по нескольку раз на сеанс. Говномастеров говнокультуры развелось как тараканов, и каждый стремился выразить себя, изблевать свое многобразное творческое "я", как Тарковский в "Рублеве". Вместо правильного тыщ-пыщ началась демонстрация Акуенно Богатого Внутреннего Мира, вместо разумного сочетания красочных доспехов и знамен с норотными зипунами, как в "Александр Невский" (я знаю, что он черно-белый, но это мне никогда не мешало увидеть великолепие княжеской дружины и знатных новгородских падонкаф) пошла достаточно унылая "достоверность". Поскольку платили за метраж, фильмы стали растягивать на многосерийные, вставляя глубокомысленные сцены, типа "идет снег", "ковыль символизирует", "грязь грязная". Те же бесконечные сериалы про Петра, в которых нещадно эксплуатировался роман А. Н. Толстого, пали жертвой этих пороков: минимум тыщ-пыщ, максимум трепа, невнятных сцен ни про что, норот, который ходит туда-сюда и прочего символизма.

Даже природу разучились снимать: вспомните обалденные кадры из "Ильи Муромца", особенно когда гусляр проникновенно задвигает, что де Родина-мать, сцука, одна, талибы одолевают, вставайте люди русские, кому-то надо пасть порвать. И сравните их с ужасающим отстоем типа: снимем ка мы подмосковный лесок из сосновых посадок с чахлыми деревцами 10 см в диаметре.

Но главная беда, конечно, была с сюжетами. Ну нельзя было снимать целый сериал про Ломоносова. Он, конечно, смальту варил и бездну звезд полнУ воспевал, но, сцуко, ему бы хватило фильма - максимально наполненного, конечно, действием: открытиями там всякими, молниями, чучелами крокодилов под потолком, и чтоб в финале он чего-нибудь мудро достигал. Вместо этого сняли зануднейший сериал (ну да, в нем были постельные сцены, но этого мало, чтобы оправдать всю тягомотину), при том, что огромные пласты действительно драматического тыщ-пыщ у нас оставались неохваченными.

Ну и нищебродство - ужасающее нищебродство во всем: в декорациях, массовке, каскадерах, все это превращало наш исторический кинематограф в жалкое подобие левой руки. Пока запад снимал себе пеплумы (вполне окупающиеся), масштабные исторические полотна, у нас весь пар уходил в свисток бесконечного отстоя.

Конечно, были и объективные причины: огромные деньги уходили на воспевание Подвига Народа (отстойнейшее на 90%) и бесконечное пережевывание красно-белых разборок в которых угадывались перелицованные вестерны, но именно исторический кинематограф был в загоне.

Можно много говорить про то, что де про Беринга сняли, но эта поделка ни в какое сравнение идет с четырех, что ли, серийным фильмом про колумба, который показали в начале 90-х. Ну не идет и все. И это тем более обидно, что таки и про Беринга, и про Дежнева, и про Хабарова можно было снимать офигенный тыщ-пыщ с индейцами, вулканами, океанскими волнами в 15 метров высотой, айсбергами и белыми медведями. Это было бы невероятно окуенно, но это надо было именно снимать полотно, а не АБВМ.

Плохо все было с историческим кинематографом. От "Героев Шипки", "Минкина и Поджарского", "Ушакова" и прочих "скандербегов" скатиться в такое УГ - "вайли, вэйли, вэйли!"(с) Пратчетт

И. Кошкин
Источник

Критика, Кино, СССР

Previous post Next post
Up