Александров А.И., Ковалев А.А. - Философское понимание зла в этическом пространстве конфуцианства// Философия и культура. - 2021. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0757.2021.1.34791 URL:
Оригинал статьи Здесь приводятся выдержки из статьи.
Современный мир обуреваем сложнейшими, разноплановыми и зачастую непреодолимыми противоречиями. Если в конце XIX столетия люди с радостным нетерпением ожидали прихода нового века, надеясь, что он станет эпохой торжества науки, справедливости, гуманизма и добра, то в начале XXI столетия поводов для оптимистичных прогнозов относительно будущего человеческой цивилизации уже нет. И главная причина для такого фатального исторического пессимизма состоит в том, что современный мир до предела наполнен злом. Это зло многолико, часто маскируется под добро и таит в себе самые разнообразные опасности для грядущих судеб человечества.
...
Насчитывающая две с половиной тысячи лет конфуцианская философия - это этическое пространство, в котором различие между добром и злом выявляется в тесной связи с обязанностью морального субъекта жить добродетельно. Добро всегда морально, а мораль всегда добродетельна. Конфуций особенно ценил зов и стремления доброго сердца - «жэнь» (термин можно перевести как «человечность»). Он учил: «Кому приятна человечность, того не превзойти». ...
Идеал «благородного мужа» - Цзюнь-цзы является нормой жизни для конфуцианской личности. Этот идеал представляет жизнь, прожитую в пределах некой «золотой середины», не отличающуюся ни особым избытком, ни крайней нуждой. В противоположность этому, «маленький», то есть не отличающийся никакими достоинствами, человек рассматривается как индивидуум, ведомый исключительно своими желаниями. Его стремление к богатству, социальному статусу и общественному признанию развратило его чувства, сделав добродетельную жизнь невозможной для такого «маленького человека».
В конфуцианской традиции «маленький человек» является олицетворением зла из-за своего невежества и ограниченности ума и, в конечном счете, из-за своего отказа жить добродетельно. «Благородный муж», однако, человек дружелюбный. Он отождествляет себя со всем лучшим, что есть в человечестве, и понимает свою роль в обществе. Его скромность позволяет ему жить добродетельно, и поэтому его действия благостны и хороши.
Действия «маленького человека» противоположны добру. Его ведет желание, а не разум. Он - гордый, а не скромный. Однако самая разрушительная из его черт - это неспособность распознать достоинства и человечность другого человека. Его ограниченность и эгоцентризм делают его неспособным сопереживать бедственному положению другого. Там, где другие люди голодают, он сыт. Там, где чего-то не хватает, у него наблюдается избыток. Мораль конфуцианства состоит в том, чтобы жить добродетелью, не потворствуя страстям и порокам, потому что даже царь, если он не руководствуется добродетелью, может действовать как «маленький человек». Но когда он поступает таким образом, его царство терпит крах. Если же действия монарха соотносятся с добродетелью, то его царство процветает.
...
Согласно Конфуцию, фундаментальное различие между «благородным мужем» и «маленьким человеком» возникает из различия в мышлении и действиях. Учитель говорит: «ум «благородного мужа» знаком с праведностью; ум среднего человека знаком с выгодой». Это различие можно понять в терминах альтруизма и жадности, дарения и присвоения. Существует равновесие, которое должно поддерживаться между этими двумя силами, и понимание собственного отношения к этим силам позволяет носителю морали сопереживать отсутствию или потере другого человека.
«Благородный муж» способен давать нуждающимся людям, делиться с ними благами, осознавая свою важную роль в обществе. «Маленький человек», однако, озабочен и мотивирован своим бесконечным желанием все больших мирских благ. Он всецело поглощен собственностью и только ею. Его стремление к наживе вытесняет из его души желание поступать праведно. Таким образом, «маленький человек» всегда будет действовать безнравственно, так как его мотивация - эгоизм. ...
Однако если чисто потребительское стремление к собственности сочетается с тревогой и страхом, то тогда возникают все условия для расцвета безнравственности и зла в человеческих душах. Конфуций проницательно отмечает: «У «благородного мужа» нет ни беспокойства, ни страха… страх потери, особенно для «маленького человека», который одержим своими привязанностями, в сочетании с вытекающей отсюда тревогой, которая часто доминирует в его мыслях, может привести и часто приводит к самым прискорбным актам безнравственности в попытке сохранить свое имущество или защитить себя от неизвестной угрозы. Эти одержимые страхом навязчивые идеи часто приводят к самым отвратительным формам жестокости, бросая вызов естественному ходу событий, включая потерю и смерть».
Страх - это одна из причин проявления зла в мире. Именно из-за этой причины, то есть из-за одержимости страхом, «маленький человек» остается прикованным к житейским мелочам и материальным благам. Как причина проявления зла в мире, тревога служит для того, чтобы отличить трусливую суетливость «маленького человека» от спокойного поведения «благородного мужа».
...
В «Великом учении» наличествует эволюционное продвижение к добру. Этот прогресс начинается с самопознания. В этом труде говорится, что «если вещи исследуются, то знания становятся полными. Если знания полны, то мысли становятся искренними. Мысли - искренни, и тогда сердца - исправлены. Если сердца исправлены, то личности - усовершенствованы. Личности взращиваются, семьи создаются. Если семьи создаются разумно, то и провинции управляются правильно. При правильном управлении провинциями все царство становится мирным и счастливым». От самопознания носитель морали способен прогрессировать к спокойствию и счастью. Культивирование этого знания позволяет индивидууму развиваться вне зависимости от тех сил, которые стремятся очернить благородные цели и затруднить их достижение.
...
В «Учении о среднем» Конфуций объясняет надлежащий способ существования в мире, описывая путь, по которому нужно идти, чтобы жить добродетельно. Он отмечает: «благородный муж» культивирует дружескую гармонию - не будучи слабым». Заблуждение, даже в современном контексте, состоит в том, что доброта и дружелюбие являются признаками слабости, в то время как агрессия и высокомерие являются признаками силы. «Благородный муж», однако, понимает ложность этого утверждения...
Быть хорошим, то есть эволюционировать, означает достижение дружественной гармонии со своим окружением. Окружение относится как к культуре, так и к природе; оно относится как к социальной общности, так и к космической среде. Это осознание того, что мы тесно связаны с окружающим миром и, поскольку мы существуем в этом мире, мы все разделяем общую зависимость от него. Таким образом, чтобы настроиться на бедственное положение других людей и понять общую природу наших переживаний, необходимо осознать дружественную гармонию одного со всеми. Без этого осознания благо недостижимо.
Понятие дружественной гармонии придает особую позитивную значимость человеческому взаимодействию, и неизбежно должно быть постигнуто всем человечеством. Люди являются социальными существами, и следование концепции дружественной гармонии поддерживает и способствует благостному существованию всех людей. Эта идея особо подчеркивает необходимость заботы о своем окружении и своих соотечественниках как непосредственно влияющую на продвижение человека к добру.