Оригинал взят у
mgsupgs в
Дневник инструктора райкома. Попалось тут мне занимательное чтиво, нет стиль так-себе, литературная ценность средненькая, но каков документ эпохи.
Посвящается Всем тем кто не понимает, чем был СССР 70-80-х и куда нас тянет ВВП. Рекомендую.
Текст далеко не ограничен приведенным фрагментом. Ссылка внизу.
1.ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА.
Зачем этот дневник? Пусть у следующих поколений будет как можно больше свидетельств тех, кто жил при реальном социализме, работал, учился и не был профессиональным писателем. Персонажи, описанные здесь, собирательные. Совпадение имён, отчеств или фамилий может носить только случайный характер. Описанные события происходили в разных районах трёх регионов Сибири, но они так типичны, что могли происходить в каждом райкоме партии.
Перспектива построения справедливого общества, принципы коллективизма, равенства и впредь будут находить отклик в душе людей. Большевики проповедовали альтруизм, аскетизм, интернационализм, братство и пролетарскую солидарность. Только сами не жили по своим проповедям. «Делай так, как говорит мулла, не делай так, как делает мулла», - гласит пословица. Кризис поднял вопросы национализации, государственного регулирования. Встаёт вопрос об итогах 20 лет реформ. Народу отдали в собственность их же квартиры, но отобрали сбережения. А кому досталась вся госсобственность в результате самой мошеннической в мире приватизации? И маятник общественного сознания качнулся к идее справедливости. Один тупик в ХХ веке мы уже прошли и, возможно, проходим второй, но некоторые политики норовят вернуть нас в первый, пусть и перекрашенный. Обладают ли они широтой мышления?
Социализм на практике был всего лишь государственным феодализмом. Земля принадлежала феодалу (государству), который управлял ею и закреплённым на ней населением через своих вассалов - партийных вождей республиканского, краевого областного и районного масштаба. Оставались элементы крепостного права: натуральный налог, барщина, невозможность выехать в другую местность и за границу. Вассалы вели себя как хозяева, руководили законодательной, исполнительной, судебной властью, прессой и общественными организациями. Вождь мог послать всю партию на кукурузу, на перестройку, ввести войска в чужую страну, запретить генетику и кибернетику. Поскольку при большевиках у народа так и не проявилось должной сознательности, её заменял страх. Радикальным способом устрашения были репрессии. Поиски врагов для оправдания неумелого руководства, пытки, "царица доказательств" - всё происходило в соответствии с "Молотом ведьм", как в средние века. Но угроза наказания и дестабилизировала. А производительность труда так и не догнала капиталистическую. Феодализм и привёл к раздробленности и распаду на княжества, когда тиски центральной власти ослабли при первых проявлениях демократизации.
Строй приговорили верхи. Они ездили за границу, сравнивали. При аресте одного секретаря крайкома, следователи удивлялись количеству сорокалитровых фляг, наполненных золотыми изделиями. При социализме столько не истратить. Смена строя нужна была правящей элите. И перестройка (смена строя) началась: хаотично, без плана. Антиалкогольная кампания и кооперативное движение породили рэкет и мафию. Элите и досталась вся госсобственность.
В последнее время часто поднимается вопрос о положительной роли большевизма, Ленина и Сталина в истории, в Великой Отечественной войне, наблюдается ностальгия по созданной ими системе управления. Народ жаждет лидера, способного обуздать распоясавшуюся элиту. Но даже Сталин, по воспоминаниям Константина Симонова при всей власти, которую он сконцентрировал в своих руках, опасался, что подчиненные сделают из него «факсимиле» для утверждения согласованных за его спиной решений. «Я не могу все знать. Я обращаю внимание на разногласия, на возражения, разбираюсь, почему они возникли, в чем дело. А они прячут это от меня» - сокрушался Сталин.
Проходят годы, десятилетия, плохое забывается, людям свойственно идеализировать прошлое. Романтическое помнится дольше. В ХХ веке мы одержали много побед, и их могло быть значительно больше, если бы не зажималась инициатива, творческий потенциал. Леонид Ильич Брежнев говорил: «И советские люди знают - там, где партия, там успех, там победа!» Чаще было наоборот, где успех, где победа, там появляется лозунг «Слава КПСС». Все были моложе: и мы, и наши родители, наши дедушки и бабушки. Был патриотизм, гордость за свою страну, за своих спортсменов, за Курчатова и Королёва, Жукова и Рокоссовского, Виктора Талалихина и Серёжку Тюленина, Гагарина и Терешкову, за большие победы всего советского народа и победы каждого человека, одержанные над собой, над обстоятельствами.
Источник и полный текст:
Владимир Кудренко.