Оригинал взят у
uglich_jj в
История России в картинах польских художников... В польской живописи много картин на исторические темы, в т.ч. про Россию и русских. Ниже - подборка наиболее интересных из них. Эти картины стоит увидеть, друзья. Они довольно ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.
Художник по-польски - artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак и др. Некоторые картины антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.
Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.
1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.
Занятная деталь: бал - европейское развлечение. 1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.
Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.
Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине - Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.
Занятная деталь. Слева от Стефана - мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.
Царь Лжедмитрий I, портрет неизвестного художника. Нач. 17 в.
Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия). В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.
Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг. А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.
Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.
Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.
Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России :)
Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия) вместе с братьями, и всех вывезли в Варшаву. Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.
Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.
Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!
Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".
На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.
Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты. Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош. Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.
Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.
Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичу, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно - в войнах против России. Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...
Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их называли chlopi (хлопы), а также bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.
Йозеф Хельмонский. "Выдача оплаты (суббота на фольварке)".1869 г.
Фольварк - польская барщина. Пан заставлял хлопов работать на себя бесплатно или в порядке принудительного найма (например, предварительно согнав с земли и оставив без средств). На картине - фольварк в день получки. Группа крестьян в центре получила копейки и в ужасе - как кормить детей на эти гроши? Двое хлопов слева, наоборот, веселы. Уже успели нажраться.
Занятно, что дом у пана при такой обдираловке - все равно убогий, крыша совсем развалилась. Это тонкий намек художника - шляхта славилась своим транжирством. Выжимали из фольварков хлеб, гнали за границу, деньги тратили на всякую фигню. Война, попойки и понты - вот был менталитет шляхтича. Дорогой экипаж, соболиная шуба с золотыми пуговицами, и на бал, полонез танцевать :)
Александр Коцис. "В шинке". Ок. 1870 г.
Пока шляхта плясала на балах, хлопу оставалось только идти в шинок (кабак). Это был популярный бизнес. Шинкарем был, например, прадед В.И.Ленина
Моше Бланк из г. Староконстантинов на Волыни. В 1795 г. по третьему разделу Польши Волынь вместе Моше Бланком и его таверной отошла к России.
Впрочем, в триаде "война, пьянка и понты" у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. Проблема была в организации. Война - это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения), а это - через сейм. И деньги на войну - тоже сейм. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. Когда в 1648 г. всю Украину охватило восстание Хмельницкого, поляки первоначально смогли выставить скромную армию всего в 40 тыс. чел. За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения. Ехали на войну как на свадьбу. И были наголову разбиты казаками.
С восстания Хмельницкого начался закат Польши. Соседи стали откусывать от неё по кусочку то тут, то там. И в итоге в конце 18 века поделили полностью. Причем подкупили сейм и он сам за это проголосовал!
Ян Матейко. "Рейтан - упадок Польши". 1866 г.
Сейм в 1773 г. принимает решение согласится с разделом Польши. Шляхтич Тадеуш Рейтан, последний патриот Польши, в отчаянии пытается этому помешать: ложиться на выходе не давая депутатам разойтись после заседания. Депутатам многим стыдно, они только что продали свою страну. На стене - портрет Екатерины II (их спонсора), за дверью - русские гренадеры, наверху в ложе - русский посол Репнин с двумя дамами. Вот уж действительно - упадок Польши!
Польский народ, конечно, с упадком Польши не смирился. Было несколько крупных восстаний, подавленных державами - участниками раздела. 100 000 поляков-добровольцев участвовали в походе "Великой Армии" Наполеона на Москву в 1812 г., надеялись получить независимость.
Войцех Коссак. "Гусар Великой Армии". 1907 г.
На картине - поляк из армии Наполеона. Художник сам служил уланом в армии, так что кавалерию рисовал со знанием дела.
Еще Войцех Коссак. "Весна 1813 г.". 1903 г.
Снег сошел... А там остатки бравых кавалеристов.
Еще один занятный факт: поляки воевали за Наполеона не только в России, но и в Испании, давили герилью (испанское сопротивление французам). Чтоб заслужить независимость себе, поляки лишали её испанцев.
Януарий Суходольский. "Штурм стен Сарагосы". 1845 г.
В 1808 г. Сарагоса восстала против французских оккупантов. Её осаждали 9 месяцев. Сражались все, женщины, дети. Погибло 50 тысяч человек. На картине - поляки врываются в город.
Януарий Суходольский. "Битва на Сан-Доминго". 1845 г.
Это не Испания. Это карательная экспедиция Наполеона на остров Гаити (тогда - колония Сан-Доминго). Там против французов восстали местные негры, а усмирять негров вместе с французами приехали поляки.
Это все к тому, что дальше у нас будет серия картин про то, как восстания самих поляков за свободу своей страны давили разные нехорошие люди :)
Войцех Коссак. "Черкесы в предместье Кракова". 1912 г.
Краков, 1846 год. Восстание против австрийцев, которым тогда принадлежал этот город. Восстание подавлено при содействии российских войск. Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу с православным знаменем. Правда, черкесы - мусульмане, но это не важно. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются.
Да, "Черкесы в предместье Кракове" - шедевр. Кстати, первоначально картина называлась "Дагестанская свадьба на Тверской" (шутка).
Войцех Коссак. "Эмилия Плятер в битве под Шауляем". 1904 г.
Это антирусское восстание 1863 г. Его еще называют Январское восстание. В центре картины - графиня Эмилия Плятер, нечто типа польской Жанны Д`Арк. Графиня командовала отрядом повстанцев, лично участвовала в боях. Во время одного из походов заболела и умерла в возрасте 25 лет. Легендарная личность в Польше ( а также среди белорусских националистов).
"Русская армия грабит польское поместье во время Январского восстания". Неизв. польский художник 19 в.
Автор постарался изобразить русских солдат и офицеров как можно более отталкивающе. Орда дикарей буйствует в культурном европейском доме, ребенка выбросили из коляски, колят картины штыками.
Артур Гротгер. "Путь в Сибирь". 1867 г.
Участников восстания 1863 г. гонят в Сибирь.
Александр Сохачевский. "Прощание с Европой". 1894 г.
Польские повстанцы 1863 г. на пути в Сибирь. Дошли до обелиска на границе Европы и Азии. Художник сам был участником восстания, получил 20 лет каторги (он где-то тут есть на картине, кстати, возле обелиска).
Один из сильных фрагментов.
Александр Сохачевский. "Пани Гудзинская". 1894 г.
Это реальный персонаж, участница восстания, которая была сослана на солеварни под Иркутск (как и автор картины). В Варшаве у неё остался муж и 2 детей. На солеварнях работала прачкой, целыми днями стирала в проруби, в Ангаре.Умерла на каторге в 1866г.
Яцек Мальчевский. "Смерть на этапе". 1891 г.
Еще ужасы царского гулага.
Яцек Марчельский."Вигилия в Сибири". 1892 г.
Вигилия - ночное бдение у католиков перед Пасхой или Рождеством. Польские ссыльные в Сибири верны родной католической вере. Кстати, ссыльные за столом выглядят вполне прилично - упитанные, в костюмах, белых рубашках.
Станислав Масловский."Весна 1905 года." 1906 г.
Это уже революция 1905-1907 гг. Она охватила и Польшу тоже. На картине казаки, выполнявшие роль царского ОМОНа, ведут арестованного. Контраст конвоя и арестанта: четверо лбов на конях ведут одного маленького человечка.
Войцех Коссак. "Погром". 1907 г.
Революция 1905 г. сопровождалась волной еврейских погромов, в т.ч. в Польше. На картине - русский казак в форме и с оружием на фоне погрома. Горят дома, на мостовой лежат трупы. Однако казак в данном случае - НЕ представитель сил правопорядка. Он сам погромщик и есть. Именно это хотел сказать художник Войцех Коссак. Вот, мол, она, русская армия: бандиты и убийцы.
Солдаты и царская полиция действительно были участниками ряда погромов, например, в Белостоке (1906 г.). Однако погромщиков хватало и среди местного населения. Просто на картину Коссака они не попали... А революция 1905 г. так и не принесла Польше свободы. Пришлось ждать до 1918.
Войцех Коссак. "Улан конвоирует русских пленных". 1916 г.
Это первая мировая война. На коне - доброволец из т.н. польского легиона австрийской армии. Примерно 25 тыс. польских националистов пошли на службу к австрийцам и воевали на их стороне на Восточном фронте. Эти легионеры потом составили костяк офицерского корпуса независимой Польши.
В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии и Австрии независимость Польши была, наконец, восстановлена. И сразу началась серия войн за границы на Востоке. Сначала польско-украинская война 1918-19 гг., в которой поляки наголову разбили украинских националистов. Потом советско-польская война 1920 г., в которой поляки разбили и Красную армию тоже. Война была с переменным успехом, а перелом наступил, когда войска Тухачевского дошли уже до Варшавы ("Чудо на Висле"). Эта война, которая в Польше назывется польско-большевисткой, оставила немалый след в местном искусстве.
Войцех Коссак. "Советский враг".
Снова орда дикарей, один с бутылкой вместо шашки. Обратите внимание на фигуру убитого мирного жителя слева (над которым плачет девочка). Фигура один к одному с картины "Погром".
Ежи Коссак. "Чудо на Висле 15 сентября 1920 года".1930 г.
Ежи Коссак - это сын Войцеха Коссака. Картина посвящена контрнаступлению польской армии у Варшавы в августе 1920 г. Советские войска были окружены, польская столица спасена. На картине - неудержимая атака поляков, поддерживаемая с воздуха авиацией и Иисусом Христом.
Ежи Коссак. "Погоня за убегающим комиссаром". 1934 г.
Комиссар в красной рубахе тикает от польских уланов.
Возрожденная Польша (Вторая Речь Посполитая, как её называют) просуществовала всего 21 год. Закончилось все в 1939.
Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1939 г.
С шашками на танки: уланы против Вермахта. Это из серии "одна винтовка на пятерых", польский вариант. Танки непонятной модели, сбоку люки, куда кавалеристы метают пики...
Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1943 г.
Отдельные непонятные моменты в первом варианте картины заставили художника переписать её спустя несколько лет.
После 1945 г. Польша входит в советский блок и там начинается соцреализм. Примерно вот такой:
Юлиус Студницкий. "Стахановка Гертруда Высоцкая". 1950 г.
На ящике слева написано Centrala rybna. Главрыба!
Не все было, правда, так весело ..
Феликс Кай-Кржевинский. "Польские пленные на пути в Сибирь". 1940 г.
Феликс Кай-Кржевинский. "Голодная степь. Казахстан". 1945 г.
Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно
сестра художника Элизабет Кржевинская.
Ежи Зелинский. "Улыбка, или 30 лет, или ха-ха-ха", 1974 г.
Знаменитая картина в стиле поп-арт. Зашитые губы символизируют цензуру и коммунистическую диктатуру в тогдашней Польше. При этом три креста - это 30 римскими цифрами, как раз в 1974 г. исполнилось тридцать лет приходу советской армии в Польшу (1944), которая принесла и новую власть. Ну и наконец, если читать по-русски, это просто: Ха-Ха-Ха :)