Сразу беру быка за рога - инструмент не важен. Не важно, на чём вы собираетесь играть, хоть на бокалах с водой или висящих бутылках. Аккомпанемент не важен, он только фон. Важна сама мелодия. Опять же - тональность не важна. То есть, не важно, с какой ноты вы начнёте играть. Можно играть с любой ноты. Важны две вещи: ритм и интервал.
На всякий случай напишу, кто не знает, что нот семь, в октаве их именно семь, но клавиш в октаве всё таки 12. Потому что есть чёрные клавиши пять штук, 7+5=12. Чёрные клавиши в октаве расположенны по две и три штуки. Слева от первой из двух чёрных клавиш будет нота До. Справа от последней из трёх чёрных клавиш будет нота Си.
Начну с интервала.
Конечно, можно было бы писать каждый раз "отсчитайте влево/вправо столько-то клавиш", но это длинно. Поэтому музыканты предпочитают использовать такие слова как терция, кварта и квинта. То есть, три клавиши, четыре клавиши и пять клавиш. (Да, я помню, что есть малые и большие, уменьшенные и увеличенные терции и т.п. Проходите дальше, товарищи дачники, эта лекция для колхозников). И ещё, влево - это вниз (что логично, потому что чем левее клавиша, тем ниже звук), вправо - это вверх.
Значит, если есть первая нота, скажем, До, и нам надо отсчитать по белым (чёрные пока не трогаем!) три клавиши вправо, то можно сказать проще "терция вверх". Это, кстати, будет нота Ми.
Итак, чем нам ценен интервал? Вот у нас простые ноты простой песни "Маленькой елочке холодно зимой". До2 - это нота До, только следующей октавы.
Соль-Ми-Ми Соль-Ми-Ми
Соль-Фа-Ми-Ре-До
Ля-До2-Ля Соль-Ми-Ми
Соль-Фа-Ми-Ре-До
Желающие сыграть эту мелодию на клавишах - велкам!
https://virtualpiano.net/ Как найти клавишу До на клавиатуре пианино, я написал выше. От неё и пляшете по формуле "До-ре-ми-фа-соль-ля-си", найдя другие ноты в октаве.
А нам охота странного - сыграть эту песню от ноты Ре. То есть, первая у нас будет нота Ре. А, так как мы снова играем в двух октавах, то чтобы отличать октаву повыше, её нотам я приписал двойку.
Ре2-Си-Си Ре2-Си-Си
Ре2-До2-Си-Ля-Соль
Ми2-Соль2-Ми2 Ре2-Си-Си
Ре2-До2-Си-Ля-Соль
У нас между Ре и Соль - четыре белых клавиши. Кварта вниз. То есть, мы тупо берём кварты от других нот в ту же сторону, вниз и получаем точно такую же мелодию.
Знаете, как называется то, что мы сейчас сделали?
Транспонирование. Мы можем перенести мелодию вниз или верх, главное, выдержать точно такой же интервал.
Зачем это может быть нужно? Например, эту песню надо сыграть пониже для низкого голоса или повыше для высокого. Просто чтобы певцу было комфортнее петь. Иначе мы получим комический эффект, когда басовый голос поёт под мелодию, которую играют на высоких нотах. Или наоборот.
Другое применение - инструмент ограничивает диапазон октав. Самая простая блокфлейта сопрано выдаёт две с небольшим октавы: первая, вторая и немного третей. Причём, начинающий духовик в лучшем случае сможет извлечь звуки первой октавы и пару первых нот второй. Просто потому, что лёгкие ещё не перестроились. Тупо нечем. А сыграть хочется. Выход - опускаем мелодию вниз. Но с условием, чтобы самая нижняя нота мелодии не вышла за пределы первой октавы, потому что ноты малой октавы (которая на пианино левее или ниже первой октавы) на этой блокфлейте мы сыграть не сможем, нужна другая блокфлейта со строем пониже.
Сразу скажу, что я в данном приёме транспонирования немного схитрил, чтобы обойти проблему чёрных клавиш. Давайте я в конце поясню, а пока - про ритм.
Ритм.
Если мы просто сыграем эти ноты одну за другой, с одинаковой длительностью, без пауз - мелодии не выйдет. Надо выдержать ритм. Первая нота Соль звучит длиннее, чем следующая за ней нота Ми. Так как мы эту мелодию с детства слышали, то эту самую длительность играем на автомате, выдерживая ритм. А как быть, если надо сыграть мелодию, которую мы не слышали? Для этого на нотах есть указание длительности. Так называемый тактовый размер.
-----
Разме́р (подразумевается тактовый размер) в музыке - знак нотации, характеризующий число ритмических единиц в такте. Нотируется обычно в виде дроби без черты. Числитель этой дроби показывает число основных долей в такте, а знаменатель - их относительную длительность
-----(с)вики
Помните выражение "в темпе вальса"? Как у нас звучит вальс? "Раз-два-три, раз-два-три". Тактовый размер у вальса 3/4. Ну, 3 в числителе - понятно, это то самое число основных долей в такте. Те самые "раз-два-три". Вот у нас два такта, в каждом из которых по три доли - "раз-два-три, раз-два-три".
А вот 4 в знаменателе - это относительная длительность. Проще говоря, длительность самой короткой ноты.
А что за 4 такая? Это четвёртая часть целой ноты.
Кратко: целая нота рисуется пустотелым кружком, нота в половину её длительности (половинная) рисуется таким же пустотелым кружком с палочкой (так называемый штиль), нота в четверть длительности целой ноты (четверть) рисуется закрашенным кружком с палочкой-штилем. Целые ноты используются редко на протяжении всей мелодии, поэтому обычно оперируют четвертями. Если мелодия быстрая, значит, длительность нот станет ещё короче - восьмая часть целой ноты. Восьмая рисуется закрашенным кружком с палочкой-штилем и хвостиком на штиле. Если хвостиков два - это шестнадцатая часть целой ноты, если три хвоста - тридцатьвторая, но про них мы говорить не будем.
Суть в том, что у нас есть некая длительность целой ноты, которую мы делим на части, располовинивая каждую часть.
Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот.
Это зависит от скорости исполнения музыки, тот самый темп. Как его обычно пишут в нотах - есть целый список
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%BF_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)#%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B0Но проще всего делают сейчас, когда над нотами указывают значок самой короткой доли (например, четвёртой), знак "равно" и число, на которое надо выставить метроном. Например, 60, то есть, один удар в секунду. Или 120 - два удара в секунду.
Если вы знаете, как звучит эта мелодия, то можно на все эти значки внимания не обращать, только на ноты. А вот если вещь незнакомая, то обратить придётся. Как минимум, чтобы выдержать ритм. Для начинающих проще всего играть, послушав, как мелодия звучит в оригинале и сопоставив длительность нот. С практикой вы привыкнете.
Устали? Тогда, чтобы добить, я расскажу, в чём я схитрил при транспонировании в примере с "Ёлочкой". Дело в том, что у нас, кроме белых клавиш, есть ещё и чёрные (Black Keys Matter!). А интервалы у нас состоят из тонов и полутонов. Та кварта, что я показывал выше, считалась исключительно по белым клавишам. Но при транспонировании считаются все клавиши, и белые, и чёрные. Расстояние между двумя соседними клавишами равно половина тона или полутон. Между тремя - равно тону. Если между белыми клавишами есть чёрная, то расстояние между ними - тон. Если чёрной клавиши нет (как между Си и До, а также между Ми и Фа), то расстояние - полутон.
Теперь, если хотят обозначить эту чёрную клавишу (например, между До и Ре), то могут написать До# (до-диез) или Реb (ре-бемоль), это одна и та же клавиша.
Называют её в зависимости, с какой стороны идём, то есть, предыдущая нота находится справа или слева.
------отступление -
Отступление от темы с лайфхаком внутри.
Скажем, нам надо сыграть гамму Фа-мажор.
Не пугайтесь страшного слова, гамма всего-навсего означает, что надо нажимать клавиши от ноты Фа вверх до следующей ноты Фа, а потом обратно. То есть, музыканту не надо запомнинать последовательность "фа-соль-ля-си" и так далее, а просто "гамма фа-мажор" - и у он сразу знает всю последовательность. То есть, тональность у нас "фа-мажор", в которой играем гамму.
Но, если так просто, почему "фа-мажор" и есть ли отличия от гаммы "фа-минор"? Есть, в количестве чёрных клавиш в гамме. Нет, мы всё также помним, что это просто последовательность нот, одна за другой по порядку. Но в гамме "фа-мажор" мы вместо белой клавиши Си нажимаем Си-бемоль (чёрная клавиша слева от Си). Чтобы не говорить "фа - соль - ля - ля-диез - до", а "фа-соль-ля-си-до". Просто помним, что Си у нас с бемолем.
А вот в гамме "фа-минор" у нас точно такие же ноты, последовательность-то одна. Но вот знаков бемоль у нас будет аж четыре - си, ми, ля и ре. То есть, вместо белых клавиш нажимаем чёрные слева от тех, которые есть в последовательности.
Щас напугаю. Тональностей 30 штук.
14 диезных (7 - мажорные тональности и 7 - параллельных им минорные тональности),
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).
И две тональности вообще без знаков - До-мажор (те самые "до-ре-ми-фа-соль-ля-си") и Ля-минор (сами построите, надеюсь?). Их можно запомнить сразу, играем по белым клавишам.
И вот эти вещи музыканты помнят. Но люди мы ленивые, поэтому, чтобы не запоминать, в какой тональности сколько бемолей и диезов, музыканты придумали (Шишков, прости!) лайфхак.
Во-первых, есть такая вещь как параллельные тональности, о которых говорилось выше. То есть, построенные от разных нот гаммы, имеющие одинаковое количество диезов или бемолей (причём, тех же самых, на тех же самых чёрных клавишах!). И запоминать надо не знаки не у всех гамм, а только у половины. Далее, у нас есть две гаммы, построенные только по белым клавишам. До-мажор и Ля-минор. У них вообще нет знаков. И они, да, параллельны друг другу. Мажорная гамма всегда имеет параллельную ей минорную.
Как найти параллельную тональность? Если ищем мажорную от минорной, то считаем от нужной клавиши три штуки вверх (у нас же мажорная, значит, настроение повысится). Если наоборот, то считаем три клавиши вниз. Включая и ч0рные.
Это легко запомнить на примере До-мажор и Ля-минор. Посчитайте, сколько клавиш надо нажать поле исходной, чтобы получить искомую. Те самые три клавиши. Исходную мы не считаем, взяв её за нуль.
Теперь давайте узнаем, сколько у нас знаков (бемолей или диезов) в нужной нам тональности. Строить можно как от белых, так и от чёрных.
Надо запомнить последовательность.
--------------цитата------
Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.
Порядок бемолей - это тот же порядок диезов, только «шиворот -навыворот», то есть в ракоходном движении: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА. Если в тональности один бемоль, то это будет именно си-бемоль, если два бемоля - си и ми-бемоли, если четыре, то си, ми, ля и ре.
--------------------
Что это нам даёт эта последовательность? Скажем, у нас гамма "Ми минор". Ну, и параллельная ей какая? Три клавиши вверх, включая чёрные. Правильно, "Соль мажор". У них обоих одинаковые ч0рные клавиши, просто играются эти гаммы, начиная с разных исходных нот.
Теперь определим количество знаков. Но тут встаёт вопрос, а какие знаки мы ищем, бемоли или диезы? Какую последовательность использовать? У нас тональность диезная или бемольная?
-------цитата----------
В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д. Исключение - тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль. То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).
В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение - опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).
Источник:
https://muz-teoretik.ru/kak-zapomnit-znaki-v-tonalnostyax/ -------------------
Сразу скажу, определять знаки проще по мажорным тональностям. Так что, если у нас минорная, считайте три клавиши вверх и определяйте знаки через мажорную.
Итак, у нас есть мажорная тональность "Соль мажор". Слово "бемоль" есть в названии? Нет. Это исключение "Фа-мажор"? Нет. Значит, тональность у нас диезная.
Итак, сколько у нас диезов? Один. Как мы это узнали? Мы спустились на одну ноту ниже, это нота Фа. В последовательности ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ Фа у нас стоит на первом месте. Значит, диезов у нас всего один.
Более того, от этой последовательности мы сами можем составить список тональностей с постепенно увеличивающимся количеством диезов.
Например, на втором месте в последовательности у нас До. Поднимаемся на ноту выше - будет Ре. Значит, у "Ре мажора" будет два диеза. Как и у параллельной ей "Си минор". Какие именно диезы? Фа и До.
--------конец отступления------
Если башка ещё не пухнет, я таки кратенько минут на сорок скажу про хитрость при транспонировании от других клавиш. Скажем, решили мы играть от клавиши Ля.
Вроде бы совсем просто, всего на тон выше поднять все ноты. Между Соль и Ля интервал в один тон. Но тут у нас вылезет страшная ч0рная клавиша!
И ноты будут следующие:
Ля-Фа#-Фа# Ля-Фа#-Фа#
Ля-Соль-Фа#-Ми-Ре
Си-Ре2-Си Ля-Фа#-Фа#
Ля-Соль-Фа#-Ми-Ре
Вот примерно это я сейчас знаю о музыке. Теперь мучайтесь знайте и вы!
З.Ы. Профессионалы от музыки, если я что-то напутал, прошу поправить меня в комментах.