Вот и до Урупа добрались

Mar 22, 2013 22:00

Тревожная новость появилась здесь. Если коротко, то на третьем с юга острове Курильской гряды, необитаемом Урупе, ООО "Курилгео" собирается осуществлять добычу золота. В южной части острова. Извлечение золотоносных пород планируется проводить карьерным способом, а потом обогащать химикатами. Сайт "Курилгео" поражает своей наполненностью. Даже ФИО директора, Филиппова Виталия Ильича, не указаны. Про Филиппова В.И. известно чуть больше чем о "Курилгео" , В.И., по всей видимости, патентообладатель "СПОСОБА СУХОГО ОБОГАЩЕНИЯ РУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ", который почему-то не желает использовать на Урупе. Или желает? Или для золота метод не годится? Ну да не суть, не суть.

Казалось бы, ну и что, пускай добывают, с чего ажиотаж?

Пикантности ситуации добавляет тот факт, что в течение 45 лет остров Уруп обладал статусом заповедника областного значения, но в 2003 был его лишен распоряжением администрации Сахалинской области. В распоряжении упомянается "создание рабочей группы по определению правового режима острова Уруп". Очень было бы любопытно узнать, собралась ли эта рабочая группа и к чему она пришла, информации такой я не нашел. По сведениям местных жителей (видимо, с соседнего Итурупа) как раз в начале 2000-х годов, сразу после снятия статуса ООПТ с территории острова, объявилась там первая волна золотодобытчиков. Я не утверждаю, что два события взаимосвязаны, я всего лишь удивляюсь такому пространственно-временному совпадению. Но дело там не пошло, ведь надо строить инфраструктуру, условия сложные, дела затратные. Не пошло. Зато собирается идти теперь.

На Сахалине не раз было так, что границы ООПТ или перечень запретов на осуществление хозяйственной деятельности в пределах ООПТ попирались со стороны разного рода строителей, в основном "трубопроводчиков", но с Марио и Луиджи имеющим слабое сходство. Это, что называется, тема отдельная и освещения заслуживает отдельного. Поэтому я бы не удивился, если бы в кадастровых сведениях заповедника регионального значения "Уруп" появилась бы строчка например такая: "запрещается выемка грунтов за исключением таковой проводимой в рамках комплекса работ по осуществлению добычи золота". Особая пикантность в другом.

Особая пикантность в том, что побережье острова Уруп - это местообитание целого ряда "краснокнижных" млекопитающих, да не каких-нибудь, а из Красных Книг РФ и МСОП, ". МСОП - международный союз охраны природы, у него самый главный" Красный Лист, международный!
К этим животным относятся тюлень Стейнгера, сивуч (северный морской лев) и калан. Последние два в списке МСОП, но если сивуч относится к категории NT - near threatened, то есть, близкий к вымиранию, то калан резидент в более угражаемой категории EN - endangered, под угрозой вымирания. Надо заметить, что к этой же категории относятся более известные виды - амурский тигр и лошадь Пржевальского. Вы можете себе представить, что в центре местообитаний амурского тигра сейчас начнут проводить взрывные работы и обрабатывать породу химикатами содержащими цианиды? А вот в случае с каланом представить можно, ведь президент не гладил калана.

"Красная книга РФ" говорит нам, что в 1958 году было принято постановление, в соответствии с которым, были выделены охранные зоны в местообитаниях калана: 30-мильная акватория вокруг Командорских о-вов, 2-12-мильные акватории у побережья (или участков побережья) отдельных островов Курильской гряды и Камчатки. В охранных зонах запрещается или ограничивается проведение какой-либо хозяйственной деятельности, ограничиваются прохождение судов и полеты самолетов, стрельба, посещение лежбищ посторонними лицами и т.п. Как собираются золотодобытчики выполнять положения до сих пор действующего подзаконного акта я понять не могу, видимо не собираются.

Для пущей наглядности привожу фрагмент карты распространения морских млекопитающих (авторы Т.И. Чупахина, О.И. Пантелеева), из замечательного недавно изданного Атласа Курильских островов (2009)


Синяя полоса вокруг островов - это обозначена та самая охранная зона калана.
Не надо забывать и про других обитателей Урупа. Про растительный покров нельзя забывать. На Урупе известно 6 видов сосудистых растений из Красной книги РФ. Работа карьеров и создание отвалов пород - это сильнейшие нарушающие факторы. Они не только уничтожают растительный покров - базис наземных экосистем, то есть под откос пойдет не только жизнь растений, но и трансформируют (я все-таки не хочу выходить за рамки почти научного языка и использовать такие синонимы как "уродовать") ландшафты. Что в итоге будет с, например американскими норками, кто сможет ответить?

Еще бы мне хотелось заметить анекдотическую составляющую складывающейся ситуации. Анекдот, к сожалению, о грустном. Интересно, какую позицию в вопросе займет правительство региона. Не так давно вышло постановление о долгосрочной программе поддержки ООПТ. В нем есть очень интересные строчки относительно оценки результативности этой самой программы:
Социально-экономический эффект от реализации Программы будет достигнут за счет:
- обеспечения охраны природных комплексов и объектов, биологического и ландшафтного разнообразия;
- снижения численности экологических правонарушений; предотвращения экологического ущерба;
- расширения сети ООПТ в целях сохранения экосистем и ландшафтов, которые в настоящее время в существующей сети не представлены и могут быть утеряны под влиянием антропогенных нагрузок (на 190752,46 га);
- выполнения международных обязательств Российской Федерации в части охраны биологического и ландшафтного разнообразия и природного наследия, вытекающих из Конвенции о сохранении биологического разнообразия.

Организация золотодобычи на Урупе эти красивости перечеркивает все, чохом. Но ведь это программа развития ООПТ, ее цель - сохранение и восстановление биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях регионального значения на территории Сахалинской области. А остров Уруп мало того что не ООПТ, так еще и морская акватория - не территория Сахалинской области. Когда калан на суше - он как бы областной, стоит ему залезть в море - и он уже как бы федеральный.

Вторая анекдотичность заключается в принципиальной возможности реализации столь экологически опасных проектов на острове площадью полторы тысячи квадратных километров. Площадь Москвы - 2500, для сравнения. Если бы Уруп был круглый, то занимал бы свою площадь, имея радиус чуть меньше 22 км. По-моему, самая затея сродни перерубанию ветки, на которой сидишь. Нечто подобное делают только бактерии в чашке Петри, когда размножаются и начинают гибнуть, "задыхаясь" в продуктах собственного метаболизма. Так делали аборигены с острова Пасхи. Некогда весьма культурно развитые, к моменту встречи с европейцами деградировали остров и деградировали сами, от былого величия их цивилизации только каменные головы и остались. Как можно умышленно ставить под угрозу разрушения и разбалансировки хрупкие островные природные системы? Я отказываюсь это понимать. По этому поводу есть только гипотеза: люди, задумавшие все это пришлые, им плевать на все кроме личной выгоды, они сделают свое дело и свалят, последствия их не интересуют, их логика - это логика обитателей сырьевых придатков, бактерий в чашке Петри, их девиз "После нас - хоть потоп".

А сама ситуация - лакмусовая бумажка для властей, которая покажет, к какой категории относятся власть имущие и прочие народные избранники. Про что у них девиз, про потоп или что-нибудь про любовь и уважение к родному краю?


о природе

Previous post Next post
Up