...Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
Антон Павлович Чехов
Крымские образ и действительность за 10 дней. (часть первая)
30 апреля, четверг, день 1
Ранее утро
Редко, но порой случается проснуться раньше будильника. Будто со вчерашнего вечера тебя кто-то мысленно программирует на такое резкое пробуждение.
Я посмотрел на часы. До сигнала оставалось ещё несколько минут. “Может поспать ещё немного времени?”, - вертелось в голове. Но сегодня был настолько ответственный день, что я не мог позволить себе эту роскошь. День пролетал мимо меня, оставаясь почти не замеченным. Сборы. Почти невозможно описать свои сборы в дорогу. Продукты, одежда, список самых необходимых вещей, вещей которые могут пригодиться, и тех, что “пока под вопросом”. Отдельная стопка для фототехники, из-за которой я с самого утра испытывал тревогу. Пропустят ли меня через границу с таким количеством фотокамер? Мысль, что я буду пользоваться не всей техникой, меня даже не посещала. Ещё бы, нужно взять обязательно зеркальный цифровой аппарат, затем плёночный 135 типа, ещё среднеформатную камеру, и дальномерную камеру только с ч\б плёнкой на случай особых приступов “шедевротворения”. И в эту же стопку: батарейки, плёнки, штатив, и ещё много всякой мелочёвки. Да, я выезжал так далеко впервые, и хотелось взять с собой всё (а вдруг пригодится)!
17.30
Итак, небольшая компания из четырёх человек:
Максим Вейзе ,
Дима Пожарский ,
Леша Гвоздицкий ,
Я . Все фотографы, поэтому и поездка обещает быть скорее туристической, чем развлекательной. Выезд. Вечер этого дня всё ещё можно называть подготовительным: выбор автотранспорта был осуществлён буквально в последний момент, и нашим домом на колёсах на долгое время стал замечательный аппарат под именем “Вольваныч”, он же - Volvo V70. Последние этапы ремонта автомобиля перед дорогой, наладка развал-схождения на СТО. Спрятавшись с друзьями от весеннего, но пока недостаточно теплого, ветра за соседним гаражом я получал удовольствие от момента. Только теперь я по-настоящему ощущаю начало путешествия. Ещё полчаса, и мы уже мчимся за городом. За стеклом пролетают километры и привычная минская, порядком надоевшая, холодная весна. Хочется свежести, тепла и настоящего моря. Трасса заставляет методично шуметь шины по дороге, и несколько часов пролетают совсем незаметно.
Полночь
Мы выезжаем на направление к Мозырю, где, миновав его, проехав 20 км от города, мы пересекли трамвайные пути (которые для меня стали полной неожиданностью) через лес. Далее вместо того, чтобы двигаться по P-31 поворачиваем на Р-37 в направлении Наровли и проехав деревню Киров сразу попадаем на таможенный пункт с названием “Отдел таможенного оформления и контроля № 3 ПП ”Александровка”. Очереди нет вообще, и всё время, что мы там находимся, уходит на заполнение соответствующих документов. После неторопливого общения с таможенниками, рассказа, что везём и с какой целью пересекаем границу, мы попадаем на самый странный участок дороги за всю поездку. Представьте себе десяток километров по отвратительной ночной дороге с поваленными деревьями и ямами в локоть глубиной прямо по середине дороги. На спидометре около 10-20 км\час, вокруг тишина, и даже дальний свет фар не позволяет разглядеть, что происходит перед машиной. Создаётся впечатление, что эта пограничная зона - некий параллельный мир, из которого нам уже никогда не выбраться. До этой ночи я представлял себе границу не такой широкой и разрушенной. И пока мне за окном мерещатся овчарки и “силовики”, машина въезжает на Украинскую таможню.
Тут нам, откровенно говоря, были не рады. Никто не выходил встречать, да и машину осматривать явно не собирались. Как оказалось, в этом заключался коварный план таможенников, и с нас буквально на пустом месте содрали штраф за остановку не на той линии STOP. Я ничего не имею против украинцев, но наглость таможенников меня просто обескуражила.
02.00
Проехав украинскую таможню мы проезжаем Вильчу и Радчу (не помню, Старую или Новую, они расположены рядом) и попадаем на шоссе Р-02 прямо по направлению на Киев. Это наиболее быстрый путь в столицу Украины, но он лежит через зону отселения и нам предстоит пересечь 2 КПП. Есть вероятность, что нас развернут в обратном направлении и придётся делать приличный крюк по дороге (скорее всего через Овруч и Народичи). Такой вариант объезда нас не устраивал, т.к по нашим расчётам дорога будет значительно длиннее. Если ехать через Гомель, то, скорее всего, мы потеряли бы много времени на границе. Не стоит забывать, что в машине четверо фотографов с присущим этой профессии любопытством, и большинством голосов было решено ехать через Зону.
Вскоре покрытие дороги неожиданно меняется на ровный асфальт, и впереди показывается КПП “Овруч” нашего въезда в Зону. Заспанный охранник в камуфляже и с оружием неторопливо нас пропускает, словно говоря о своём безразличии к нам, и мы попадаем в 30-ти километровую Зону отчуждения. Признаюсь, я ожидал большего. Во-первых, из-за глубокой темноты не было видно практически ничего вокруг, наивно было бы мечтать об освещении дорог - тут давно срезали все ЛЭП. Во-вторых, я совершенно уверен, что ничего опасного эта часть Зоны - крайнее кольцо, в которое нас пропустили - уже не представляет. За окном с трудом разглядываю силуэты двух населённых пунктов вдоль нашего пути: развалившиеся дома, деревья выросшие из крыш, упавшие стены домов. Тишина. Зловещая и абсолютная. Даже охранники с автоматами на КПП не так пугают как она. Казалось, что если мы остановимся на этой дороге, нас никогда уже не найдут. После поворота на шоссе Р-02 мы не встретили ни одной машины. Возможно, именно поэтому дорога настолько ровная и не разбитая. В колонках играет инструментальный альбом 2007 года группы Nightwish. Неожиданно появляется второй КПП “Полесское”. Заспанное, но суровое лицо охранника. Ленивой жест рукой “проезжайте”. Движемся в Киев, проезжая по пути Иванков и Димер. Машин нет ни встречных, ни попутных уже около часа, по-прежнему темно. Столицу объезжаем через минский проспект по кольцевой (Т-1027 или по Большой кольцевой дороге), которая очень удивила меня: то мы движемся по просторной, прекрасно освещённой дороге в 4 или 5 рядов в одном направлении, то попадаем на разбитую двухполоску с двумя фонарями на этом участке. По словам Максима, днём проехать по этой дороге почти невозможно - одну полосу занимают торговцы и фуры, а на второй стоит бесконечная пробка. Действительно, страна контрастов. По внешнему виду местные придорожные мега-комплексы дают фору некоторым белорусским гостиничным, вот, правда, поесть там вряд ли удастся, т.к. стоимость просто астрономическая. Советую взять из дома небольшую собойку, или терперть до Жашкова (местного т.н. мак-драйва, где прямо вдоль трассы стоят киоски быстрого питания). Техническая остановка, лёгкий ночной ланч, сонные перемещения по салону автомобиля, и мы едем дальше… Выезжаем с кольцевой, повернув направо на проспект Академика Глушкова, и далее на юг по практически пустой Е-95.
1 мая, Пятница, День 2
05.35
Рассвет на трассе мы встречаем с дождём. Сейчас совсем не хочется спать, хотя в движении без сна уже сутки. Свежесть воздуха поднимает настроение, и, пока Дима и Леша спят на заднем сиденье, я достаю камеру и снимаю первые снимки за дорогу. Мы всё ещё мчимся по известной трассе Е-95, по пути проезжая ресторан со смешным названием “Сало”. Уверен, этот объект ни для кого не останется незамеченным. Белую Церковь и Умань мы проехали ранее, и сразу после Сергеевки (рядом Великие Трояны) сворачиваем на шоссе Р-06. По-прежнему очень удивляет манера движения местных жителей: высокая скорость, хаотичное маневрирование. Никак не могу понять принцип перестроения машин с украинскими номерами.
06.00
Делаем ещё одну остановку для нескольких кадров. И, не теряя темпа движения, проносимся через город Первомайск по трассе Р-06. Постепенно до меня доходит, что этот город мы проезжаем именно первого мая, и бурное обсуждение этого события завертелось само собой. Затем через Грушевку, Благодатное, Зелёную Поляну попадаем в город энергетиков (город аналогичный Припяти) Южноукраинск - вечно-светлый город Николаевской области.
07.47
Останавливаемся подышать свежим воздухом и поснимать Южноукраискую АЭС. Сделать это оказывается нелегко - тёплые воды станции, попадая в пруд-охладитель, создают очень сильный туман вокруг. Тут и маскировки никакой не нужно, с трудом видно другой берег.
08.44
Оставив позади ташлыкское водохранилище, делаем небольшую техническую остановку рядом с местной стройкой (немного не доезжая до Николаева на берегу Южного Буга), где нас принимают за журналистов, и поэтому не бьют. А может мы были настолько не интересны жителям, что они не захотели общаться с нами. Перед Новой Одессой мы останавливаемся в Новогригоровке. На въезде замечательное кафе с приятным персоналом и низкими ценами! Если кто-то окажется недалеко от этих мест, рекомендую зайти, ведь следующий приемлемый пункт питания будет только в Красноперекопске. Кафе находится на вершине холма сразу после указателя о выезде из Раково. Для ориентира - через дорогу от кафе стоит разрушенная заправка. Тут мы заправили Максима пивом и выгнали на заднее сиденье отдыхать до Красноперекопска.
11.23
За рулём оказывается Лёша, а я открываю ещё пива, и в очередной раз понимаю, что отсутствие водительских прав - это не всегда недостаток. Неплохо подкрепившись, наблюдаю, как в Николаеве мы выезжаем на трассу Е-58 и держим путь на Херсон. А воздух, насколько теплее родного белорусского тут воздух! Чувство, будто вдыхаешь чистейший оптимизм, так явно поднимающий настроение!
12.34
Неприлично длинный мост через Днепр (ширина реки в этом месте километр) ведёт нас в Цюрюпинск, где выезжаем на трассу Е-97. Проехав Великие Копани, обедать мы остановились в ранее проверенном Максимом кафе города Красноперекопск. Город сам по себе небольшой, население примерно 32 тысячи человек, рядом Тарханкутская возвышенность, и степная зона. Местность, не могу не отметить, очень унылая - вокруг одна большая равнина с мелкими оросительными каналами. Глазу практически не за что зацепиться. И вскоре смена ландшафта от белорусского надоедает. Не радуют даже едва заметные озёра на севере города: Старое, Красное, Киятское, Кирлеутское. Бодрое настроение после супа с фрикадельками сменяется сонливостью. Открываю окно и вливаю в себя ещё украинского пива.
15.35
Очень необычно выглядит форма местной автоинспекции. Не удивлюсь, что представителей власти туристы не раз проезжали без остановки, даже по их требованию. Хотя это не обязательно чревато погоней за вами с мигалками, но следует быть внимательнее. Кстати, водители, побывавшие на Украине могут рассказать много любопытных историй про честность и наглость этих работников.
Небо быстро покрылось облаками, и по стеклу забарабанил мелкий дождь. Проехали город Джанкой. По слухам, это самый бедный город Крыма, где буквально на вокзале, стоит вам выйти из вагона, предлагают купить травку или оружие. Проверять слухи на себе нам не хотелось и мы, быстро объехав город, выехали через Победное дальше на Е-97. Удаётся вздремнуть около 30 минут. Перед Новоивановкой машина сворачивает направо на шоссе Т-01-10, и затем в Нижнегорске налево на Т-01-12 (добавлю пару картинок карт из сети интернет). Едем к Белой Скале!
16.40
Ура!!! Вдали показываются настоящие горы! И пускай они ещё далеко, и не такие высокие, но это ведь горы! На меня вид открывающихся гор и речки прямо под ногами производит сильное впечатление. Подъезжаем к окрестностям Белой Скалы и делаем остановку для фотосъёмки. Именно тут происходит первое ЧП со мной: я, ещё до конца не проснувшись, роняю свой объектив на асфальт. Удивительно, как быстро работает мозг человека в момент падения дорогой вещи на асфальт. Эйфория от гор сразу пропадает. Однако объектив выжил! Пускай он и не дорогой, но универсальный, без него снимать природу будет просто невозможно. Оптическая схема не повреждена, а значит снимать объектив хуже не стал. Успокоившись, я делаю несколько кадров природы. С трудом верится, что это ещё не самое красивое, что ждёт нас в путешествии, по словам Максима. В Белогорске поворачиваем на восток и по дороге Р-23 движемся в Старый Крым.
18.20
Въехали на горное шоссе, вокруг великолепные пейзажи, и новая необычная природа. Тут случается второе ЧП. Видимо, сказываются сутки дороги... При спуске по горной дороге на скорости у нашей машины вырывает шаровую на правом переднем колесе. С трудом, удержав автомобиль на дороге, Максим вырулил на обочину. Всё как в современных боевиках: скрежет колёс, облака дыма, треск, скорость, глубокий кювет плавно переходящий в горный обрыв, тормозной путь с добрую сотню (или даже больше) метров.… Только когда мы вышли из автомобиля, мы поняли, насколько опасна была поломка и какие трагические последствия могли произойти. В ушах всё ещё стоял звук скрежета колеса по дороге, а к нам бежали водители, бросившие свои авто…
Позже стало ясно, что причиной поломки были не крымские дороги, а отвратительная работа минского автомастера, который поставил неправильный болт в ту самую шаровую.
И несколько кадров Гвоздицкого после нашего ДТП:
20.20
Каким образом местные татары умудрились поставить наше колесо на место, я до сих пор не понимаю. Из инструментов только домкрат, пару камней, палка и туристический топор. Нужно сказать, что ребята действительно спасли поездку! Огромное спасибо им за это! Своим ходом мы докатились вниз с горы до Старого Крыма, где заночевали рядом с мастерской. Все близлежащие гостиницы были заняты, и нас даже пытались разместить у знакомых местных жителей, вообщем, несмотря на то, что мы из другой страны, к нам отнеслись очень радушно. Ночевать мы остались в автомобиле, где приняли изрядную дозу вину для снижения стресса и неудобное положение тел для сна.
2 мая, Суббота, День 3
08.24
Утро нас встретило холодным неприятным дождём. Лёгкий завтрак, и планы на будущее. Планы, откровенно говоря, невесёлые: мы готовились к самому худшему, настолько был разорван ШРУС автомобиля. Дабы не мешаться под ногами специалистов и хозяина мастерской, быстро собравшихся в выходной день, мы с Лёшей и Димой отправились изучать окрестности города, а Максим остался решать технические вопросы.
10.40
Местность около Старого Крыма очень напоминает Шотландию. И хотя я там ни разу не был, из кинофильмов мне кажется что она должна выглядеть именно так! Или, по крайней мере, не менее туманно и сыро. Очаровательное место. Вокруг бесконечное количество тумана, влаги, гор, и овец, бегающих по склонам без присмотра (а куда они денутся). На этот день Леша получил гордое имя Властелина Овец!
Через 2 часа скитаний по холмам горной местности, мы вернулись на СТО, где нас ждали радостные новости: поломка оказалась исправимой, и ремонт машины практически был окончен. Пока мы ждали завершение ремонта, на СТО заглянул ещё один автомобиль. Мой презентабельный вид (спецовочные комбинезон и куртка, перчатки и надпись на груди “что-то там пром.тех.”) не вызывали сомнения - я высококлассный специалист этого СТО. И я чуть было на халяву не заработал немного денег… (кстати, за всю поездку этот комбинезон не раз давал возможность пообщаться с местным населением)
14.10
И вот по дороге Р-23 мимо Первомайского (где-то я уже встречал похожее название) мы выехали дальше. Перед селом Насыпное мы сворачиваем направо на дорогу Р-29 и очень быстро оказываемся в посёлке Коктебель. Первое, что мы сделали, это по пути заехали в местную церковь и все поставили по свечке. В душе просто "отлегло" от посещения церкви и нам стало намного легче. Жить останавливаемся в частном доме на окраине (в сторону Щебетовки), где оставляем пока ненужные вещи, и выходим изучать поселок интересуясь местными обменниками. И пока усталось не свалила нас с ног, нужно срочно поесть местной кухни!
17.11
Местным “обменником” оказался весьма приятный молодой человек, восседающий на белом пластмассовом стуле “Coka-Cola” прямо посередине улицы. Курс обмена валюты оказался ещё более приятным, чем сам молодой человек. Не став его долго отвлекать, мы поспешили скорее на набережную, откуда приятно тянуло запахом моря и шашлыков.
В кафе "Лиана" я не устоял перед соблазном попробовать (по совету Максима) "Лагман" - блюдо среднеазиатской кухни, из мясо-овщной части (ваджи) и лапши. Ваджу и лапшу готовят раздельно, а затем послойно соединяют в специальных глубоких тарелках - касах и заливают Катыком (квашеным молоком). В нашем случае вместо катыка была обычная подлива, но это было скорее приятным исключением! Пока я употреблял вкусности экзотической кухни, удалось разглядеть местность. "Кок-тепе-эль" в переводе означает - Край голубых вершин. Здешние невысокие горы как бы покрыты легкой синеватой дымкой. В древности эту землю именовали Киммерией (сразу вспоминаются книги про Конана Р.Говарда). Из местных достопримечательностей, как подсказали жители, - дом-музей М.А. Волошина, где сейчас создан Коктебельский эколого-историческо-культурный заповедник.
17.42
После обеда мы отправляемся на гору Климентьева (в память погибшего здесь в 1924 году планериста). Ещё она же называется Узун-Сырт, что в переводе означает Длинный Хребет. Если смотреть по карте, то длина хребта около 8 километров. Свернув по указателю “Центр планерного спорта “Коктебель” мы поднимаемся на него. Здесь самой природой созданы отличные условия для парящих полётов. Из путеводителя узнаю, что на этой горе начинали свой путь в авиацию известные авиаконструкторы и лётчики: Антонов, Ильюшин, Яковлев, Королёв и др. Через 3 часа мы возвращаемся в посёлок, где плотно ужинаем в кафе “Алла” с замечательным обслуживающим персоналом. Ещё через час мы уже возвращаемся домой. Завтра предстоит насыщенный день!
продолжение следует...
UPD: продолжение во второй части
http://korsart.livejournal.com/24816.html