В Турции прошёл референдум. Реджеп Эрдоган укрепил свои позиции, расширив президентские полномочия. Конечно, переживший серьёзный стресс в дни путча президент Реджеп Эрдоган хотел бы, чтобы подобное больше никогда не повторилось. Отсюда стремление зачистить наконец-то турецкое политическое пространство от разъедающих его гюленовских сетей, от агрессивного и не считающегося ни с кем сектантского исламизма, а заодно от просто противников и оппозиции. И здесь Эрдогана, конечно, вдохновляет та система, которую создал его прежний визави, а ныне партнёр и друг Владимир Путин,
очередная встреча с которым состоялась как раз в дни съезда партии «Ватан».
Но у Путина иная политическая действительность. Граждане России не так политизированы, не столь увлечены идеями и не так преданы тем или иным идеологическим концептам. Россия дисциплинирована и готова выстроиться под великий проект, глядя на лидера и признавая его безусловный авторитет и непререкаемую претензию на власть, - пока он ведёт Россию к суверенитету и грядущему величию. В Турции же всё совсем не так: народ действительно самым непосредственным образом соучаствует в своей судьбе, он сам определят параметры и основные установки развития своего государства, а легитимность власти часто подтверждается на улицах.
Для Турции идея является определяющей в выборе политической позиции, в России же все смотрят на власть. Турки эмоциональны, вспыльчивы, но отходчивы. Русские - угрюмы, основательны и долго не забывают обид. Турция - реальная среда многопартийности, Россия же вообще не место для партий. Там партии создаются снизу, на базе идей, у нас же устанавливаются сверху, как продолжение вертикали авторитарной власти. В этой связи сделать «как у Путина» Эрдогану, конечно, вряд ли удастся. Да и стоит ли. У нас разная политическая культура и весьма отличный друг от друга эмоциональный фон. Зато цель на сегодня и у России, и у Турции - освобождение от американской опеки, суверенитет и евразийский выбор.
См. так же -
Россия сегодня - Турция завтра