С 14 по 16 декабря состоялся визит Изборского клуба в город Омск в составе: Александр Проханов, Валерий Коровин, Владислав Шурыгин, Александр Агеев, и примкнувший к ним Алексей Комогорцев - главный редактор журнала "Волшебная гора", не являющийся постоянным членом Клуба. Прибыв в аэропорт Омска делегация провела короткое совещание, наметив основные темы и обсудив позицию клуба в отношении главных вопросов предстоящих мероприятий. В аэропорту делегацию встречали Компанейщиков Владимир Борисович, вице-губернатор, заместитель председателя правительства Омской области, руководитель аппарата губернатора Омской области, а так же Малькевич Александр Александрович, генеральный директор ГТРК "Омск" (12 канал).
Утро 15 декабря началось с посещения кафедрального собора и встречи в Правительстве Омской области с губернатором и заместителем председателя Правительства. Затем состоялось заседание Изборского клуба, которое прошло в здании Музея им. М.А. Врубеля. Тема: «Обновленный образ России в идеологии, культуре, образовании». Среди участников с омской стороны - Губернатор Виктор Иванович Назаров, руководители Правительства, законодательного собрания, представители научного и экспертного сообщества.
Открывая мероприятие, губернатор Виктор Назаров сравнил западничество с "духовным покорением России мирным путём". Глава Изборского клуба посвятил своё выступление теме империи, обосновав неизбежность имперского выбора для России. Сама Империю, по определению Проханова, это: "симфония, и гармонический синтез великих пространств".
Я же своё выступление, посвящённое обновлённому образу России будущего построил по принципу отбрасывания того, что этому образу никак не соответствует. Оттолкнувшись от высказывания губернатора о том, что западничество - есть духовное покорение России мирным путём, а значит точно не подходит для России, я предложил вместе с ним отбросить либерализм, как базовую идеологию Запада. Далее - краткие тезисы моего выступления: [Spoiler (click to open)]
Идеология либерализма - есть идеология модерна, как в политике, так и в экономике. В этой связи необходимо отбросить модерн как таковой. Вместе с ним и две другие идеологии модерна - коммунизм (построение "царства божьего на земле", т.к. он отрицает Бога), и фашизм (этатизм, т.к. это европейский концепт, неразрывно связанный с таким явлением, как государство-нация).
Таким образом, обновлённый образ России не совместим с западничеством, модерном, либерализмом, марксизмом и фашизмом, а Россия, что признал даже Владимир Путин в своей предвыборной статье, посвящённой "национальному" вопросу - не национальное государство, но полиэтничное, а значит в ней нет места фашизму. В качестве же идеологической альтернативы парадигмы модерна следует обратиться к концепту "Четвёртой политической теории", разработанному Александром Дугиным.
Исключая формат государства-нации для России, вместе с ним исключаем вытекающие из него "гражданское общество" и "права человека". Им на смену берём: государство-империю, общинное общество с его этносами, автономиями, органическими коллективами, и права народов.
Смысл существования Империи придаёт идея. Не "национальные проекты" нынешней РФ, такие как доступное образование, доступная медицина, доступное жильё и развитие АПК, а эсхатологическая идея Империи. Идея - это вертикаль к Богу, а не мирская горизонталь "князя мира сего". Это русская идея спасения. Русскому не достаточно спасаться самому, он обнимает и спасает всех, кто этому не противится, спасает в своей империи-ковчеге. А значит русская Империя, это Империя спасения. В этом русский масштаб.
У власти сегодня торгаши, но мыслить надо в будущее - в сверхкатегориях, где впереди Империя..
Вторую часть зачедания было решено посвятить теме: «Омск - ворота в Азию. Евразийская идея и Русская Сибирь». Как пояснил губернатор Виктор Назаров, тему эту необходимо развивать, "чтобы и у азиатских стран возникал интерес к России". В целом же необходимо продолжать осмысление евразийской идеи как альтернативы однополярному миру. Западная ориентация России подорвала суверенитет и геополитическую субъектность нашего государства. Собственно, по большому счёту, если обратиться к этимологии понятия ориентация, западной ориентации быть не может. Orientation - c французского - движение к востоку. Вос-ток - восход солнца, место зарождения всех традиций. Тогда как За-пад - место, где солнце заходит - За-хiд.
Запад, таким образом, место заката человеческой "цивилизации", источник десакрализации, материализации, разложения, мирского, место, где правит князь мира сего.
Весьма симптоматичными оказались вопросы по итогам выступлений основных докладчиков, из которых следовало, что вирус либерализма весьма серьёзно поразил регионы. Некоторые из участников никак не хотели смириться с тем. что либерализм не есть догматика, принятая по умолчанию, и что он представляет собой опыт всего лишь одной, небольшой части человеческой "цивилизации". Так мне был задан вопрос о том, как же быть со "свободой", если мы отрицаем либерализм, который, как казалось вопрошающему, и есть свобода?
На это пришлось кратко напомнить о подходах английского философа Джона Миля, разделявшего свободу на liberty и freedom, т.е. на свободу от.. и свободу для..
Так же в качестве ответа на вопрос-реплику о том. что "Россия - это просто недоевропа" пришлось отослать к работе Джона Хобсона "Европоцентризм", в которой европейский автор без всяких ограничений излагает суть подхода европейцев ко всему остальному миру, согласно которому, цивилизация - это и есть собственно Европа, шире - западный мир. Всё остальное человечества делится на два типа: дикари - те, кто стремиться стать Европой, но всегда отстаёт, т.к. Европа прогрессивна и безудержно движется вперёд; и варвары - те, кто даже не стремиться стать Европой. Исходя из этого, именно представители Запада наиболее нетерпимы, а само западничество является категорией веры.