КОЛЯДА-PLAYS 2014: «Концлагеристы» ЦСД/Коляда-Театр

Jul 18, 2014 11:21





Спектакль
«Концлагеристы» Валерий Шергин
Добрая пьеса в двух действиях, содержащая сцены насилия
В Центре современной драматургии, г. Екатеринбург
«Коляда-Театр», г. Екатеринбург

Режиссер-постановщик - Александр Вахов
Сценография - Иван Малыгин

Премьера спектакля состоялась 9 декабря 2013 г.

Действующие лица и исполнители:

Федот, глава семейства, получивший орден «за скромность и верность», хотя всегда считал себя оппозиционером - Сергей Фёдоров
Педрос, супружник Федота. Выполняет функцию жены. Полное его имя звучит как Педронасос. Но его так никто не называет, так что это просто для справки - Антон Макушин
Ачкаруд, их дочь. На самом деле, молодой парень. Но по бумагам, он - дочь… - Алексей Романов
Сталкер, человек из свободного мира - Олег Ягодин
Томышев, говно-человек, и этим все сказано - Максим Чопчиян
Степан, начлагерь в поселении Чутожмон. Главный надзиратель - Александр Кучик
Татьяна, известно, что она женщина. Все остальное, загадка… В женщине должна быть она - Алиса Кравцова
Каратель - Антон Бутаков
Голос - Александр Вахов
Существо - Вера Цвиткис
Демоны - Игорь Алешкин, Илья Белов, Антон Бутаков, Александр Замураев, Александр Кучик, Тарас Поддубный, Алексей Романов, Максим Тарасов, Евгений Чистяков, Максим Чопчиян.

Наконец-то добрался до спектакля, который стал главным событием "Коляда-Plays/2014". Именно с этой доброй пьесой и будет ассоциироваться прошедший фестиваль, по крайней мере, для меня. И очень символично, что для театрального мира он открылся именно здесь, а не на "Браво!", "Золотой Максе" и прочих театральных форумах, ибо это продукт деятельности и по большому счету жизни Николая Владимировича (конечно, не только это, но в том числе). Но главное не в этом.

Пока же еще раз хочу сказать большое спасибо организаторам фестиваля, ЦСД и актерам, которые с готовностью откликнулись на предложение устроить дополнительный показ спектакля, так как первый, запланированный, позволил посмотреть его ровно половине от всех желающих. И на втором, начавшемся в десятом часу вечера, а завершившемся уже на следующие сутки, практически вся остальная фестивальная публика смогла приобщиться к тому, что дает надежды на появление (что, в прочем, как мне кажется, уже случилось), развитие и победное шествие нового, современного и, безусловно, живого театра (помимо всех прочих, которые также имеют место быть).

Что для этого нужно? Актеры - они есть, изумительные артисты Коляда-Театра, уверен, являющиеся полноценными соавторами своих ролей; площадка - с переездом Коляда-Театра в новое здание, ЦСД переехал на Тургенева, 20 и стал постоянно действующей лабораторией с постепенно складывающимся более чем любопытным и прогрессивным репертуаром; условия - об этом заботится ЦСД и компания, и надо полагать, они знают, как все это сделать и развить; режиссер - в этом зачастую и кроется основная проблема, которую своей деятельностью играючи решил Александр Вахов; материал - вот уж чего хватает на земле уральской, вот уж где можно размахнуться любому думающему режиссеру, вот уж в каком месте можно подключить драматургов и решать задачи, поставленные перед собой через гранты/режиссерские задумки/потребности театрального мира и так дальше.

А теперь сам спектакль. В чем его главная особенность? Почему он вдруг стал ТАКИМ ОТКРЫТИЕМ, что такого Александр Вахов с командой придумал и сделал, что покорило меня, театральный Екатеринбург и весь международный фестиваль?


Для меня, прежде всего, секрет кроется в том, что режиссером была предоставлена возможность соединиться на сцене атмосфере, драйву, вообще эстетике "Курары" и настоящего театра. При всем режиссерском гении Николая Владимировича, он по определению не может этого сделать, потому что не чувствует эту музыку так, как чувствуют ее те, кто... ее чувствуют. Почему? Другое поколение, то есть не может по определению, или не считает это нужным, или не видит в этом смысла? Все одно. Не в этом дело. Он и без "Курары" живет и делает все более чем хорошо. Даже замечательно! Но позволить, создать условия Олегу Ягодину, чтобы он чувствовал себя на театральной сцене в спектакле так, как он живет на музыкальной сцене - это надо было сделать. И Саша Вахов это устроил. Причем распространил это на весь спектакль, на всех актеров. В каком-то смысле это получился спектакль в стиле "Курары". И лучшее придумать было трудно. Если это есть, то это надо использовать. Обогащать театр за счет подобных идей, делать его интереснее, живее, в конце концов просто круче.

Соединение на театре драматического искусства с музыкальным - это необходимо как воздух (что относится и к хореографии, но не в этом случае - куда здесь танцевать, на Тургенева-то, 20?). И решение этой задачи через "Курару" - один из лучших и, благо, успешных музыкальных проектов Екатеринбурга - это лежит на поверхности. Все дело в том, КТО способен сделать это органично, грамотно, чисто и вкусно. К этому надо идти, до этого надо расти, это надо желать и понимать. Все ЭТО сошлось в Александре Вахове.

При всем при этом "Концлагеристы" получился большим полноценными спектаклем, где все сделано как и должно. Профессиональный разбор, внятно рассказанная история, на самом деле изумительные главные роли, плюс - да, конечно, хор, массовые сцены атмосфера тоталитарного государства, все это есть.

Кстати, последнее - то есть атмосфера. Как говорили на обсуждении: ну, казалось бы, что может быть еще банальнее, чем решить ее через кожаные плащи, хмурые лица, темные тона и обработанный через преобразователь жесткий голос сверху?! Но, как и многое другое в спектакле, это работает. Почему? Все просто. Если режиссер и актеры чувствуют театр, понимают, что идет в кассу, а что мимо - то любой символ или ход, какими бы затертыми они ни были, преображаются во что-то интересное и новое.

Говорят, что здесь много от Коляды. И в то же самое время говорят, что Вахов сделал это по-своему. Все так и есть. Это правда. Использование определенных режиссерских приемов, но в новом, своем ключе, решая свои задачи и свои идеи - в этом и есть класс, в том числе в этом и заключается профессия.

И еще. Очень часто бывает так, что когда за работу берется режиссер, который очень хорошо знает актеров, вместе с ними играл или играет в других спектаклях, они вместе в дружной такой развеселой компании на одной волне придумывают спектакль, отлично проводят время и выдают премьеру, а смотреть на это больно, неинтересно и жалко (как в случае с фестивальным спектаклем "Ангажемента"). Но здесь этого нет и в помине. Здесь тот редкий и на самом деле правильный случай, когда весь накопленный опыт работает в плюс. Я хорошо знаю практически весь репертуар Коляда-Театра, некоторые спектакли смотрел несколько раз (и обязательно буду их пересматривать), но в "Концлагеристах" у меня ни разу не было щелчка "штамп". Этого нет. И вместе с тем все по живому, все глубоко, умно и точно. За счет чего? Это заслуга актеров, таких уникальных и невероятных? Это заслуга режиссера? Это я такой их фанат и готов хвалить за все и вся? Не знаю. Я точно не фанат (кстати, это раздражает и ставит в тупик, когда после хотя бы толики внимания и театры, и окружающие начинают тебя считать таковым; причем здесь фанатизм? и когда ты видишь плохую работу театра/режиссера, которого не так давно хвалил, говоришь или пишешь об этом, то все обижаются - как мол так?! да вот так). Как вижу, как думаю, так и пишу. И здесь я уверен в своем мнении, как и во многих других случаях.

Безусловной заслугой Александра Вахова является то, ЧТО он увидел в тексте Валерия Шергина. Честное и серьезное отношение, мысль, которую высказывает режиссер через свою работу - без этого никакой спектакль не состоится. Без всяких сомнений здесь это есть. Для меня пьеса "Концлагеристы" открылась заново. Более чем актуальная тема, на которую хочется смотреть спектакли и о которой хочется говорить. За это отдельное спасибо и автору текста, и режиссеру, и ЦСД с Коляда-Театром.

А теперь по ролям. То, что делают исполнители главных ролей в этом спектакле - это невероятно, Честное Королевское!

Федот от Сергея Федорова. Сказать, что это его роль, все одно, что не сказать ничего. Это как раз тот случай, когда актер входит в роль, как рука в перчатку. Он в этом образе как рыба в воде, и это чувствуется. Ты понимаешь, что актер купается в своей роли. Как дорого это стоит! Не удивлюсь, если Шергин, когда писал пьесу, придумывая этого персонажа имел в виду артиста Федорова (конечно, как и Чехов, и Островский, имея в виду всех актеров последующего столетия и дальше). И здесь что-то другое, нежели в спектаклях Коляда-Театра. Все то, но другое. Что? Не знаю. В этом тоже есть своя прелесть.

Пе'дрос от Антона Макушина. И-зу-ми-тель-но! Лучшая женская роль в исполнении актера. Все эти вздохи, мимика, позы, любовь, понимание, боль и уважение - все сделано так точно, так вкусно в театральном плане, и снова иначе, нежели в предыдущих актерских работах. Антон роскошный актер, и кто понимает, те это прекрасно знают. Актерская легкость при всей его крепкости - вот уж что доставляет огромное удовольствие для зрителя.

Их дочь Ачкаруд от Алексея Романова. Хорошая аккуратная работа молодого и начинающего актера. В очереди здесь Евгений Чистяков, что, конечно, интересно и требует просмотра.

Сталкер от Олега Ягодина. Это отдельный разговор. Не центральная, но, разумеется, важная роль. Понять Олега как актера, его глубину и возможности, для меня по-прежнему не представляется возможным. И зачастую это не так важно, главное - что он делает здесь и сейчас. Но в данном спектакле мне кажется это важным. Здесь сам образ Сталкера (один из ключевых моментов пьесы) раскрыт именно за счет образа Олега. Поясню. Все остальные персонажи - граждане этого закрытого государства, которые вот уже несколько десятилетий живут как в колонии, на зоне, и вдруг появляется Сталкер - из свободного мира, казалось бы, нормальный, отчасти романтический персонаж, но главное - другой. У него есть другая - параллельная жизнь, в которую он зовет. Показать это за счет его внешней необычности, какой-то странности - одно, и это также есть. Но внутренне - это уже другое. И его манера, музыка Курары, которой также все заражаются и принимают ее с интересом - в этом есть дополнительный подтекст. И здесь, в "Конлагеристах", на театре, он тоже другой, такой, как на сцене во время музыкального концерта. И, черт возьми, это в аккурат укладывается в смыслы пьесы. Дальше, с развитием становится понятно, что и там, в свободном мире все относительно другое, все в каком-то смысле точно так, и у характеристики "свободный" появляются кавычки. А эти его заскоки по поводу прошлого - опыта продавца пылесосов - сделано так просто, но так хорошо. Как передать? Только смотреть!

Томышев, говно-человек от Максима Чопчияна. Ну, как еще можно показать говно-человека?! Именно так. Причем, сука, удалось раскрыть не только образ говна (более противное существо и представить себе трудно), но и человека, всю его трагичность и именно человечность. Большая, вкусная и мерзкая работа. В очереди здесь Илья Белов, который, судя по отзывам, не менее прекрасен и ужасен.

Степан от Александра Кучика. Также абсолютное попадание.

Являются ли "Концлагеристы" идеальным спектаклем? Нет, мне кажется, это только начало. Были моменты, которые сначала показались промахами. Например, роль Татьяны от Алисы Кравцовой. Но далее, во время появления Карателя - Антона Бутакова, ты понимаешь, в чем смысл и фишка появления Татьяны. И вместе с тем в конкретном ночном показе здесь было что-то не то. Немного выбивалось из общего русла, показалось в большей степени формальным. Всегда ли так - не знаю. По всему Алиса должна идеально подходить на эту роль, и в отдельных сценах все так и есть, но в большей части образ не найден и такое ощущение, что не решен. В очереди на этой роли Ирина Ермолова. Это совершенно точно совсем другое. Надо смотреть.

Существо от Веры Цвиткис. До начала спектакля я не успел посмотреть программку и весь спектакль гадал, кто играет этого персонажа, это на самом деле «существо». Даже не представлял, что это она. Очередной Большой Королевский Респект Вере за эту работу, правда. Это о многом говорит. Как и всегда.

Хор Демонов. Очередная и такая важная фишка (прием, ход - как хотите), как хор, которую, безусловно, привил Николай Коляда, и которую нужно уметь использовать, чтобы она шла на пользу. Александр Вахов это умеет и делает это в своей манере.

Как результат, "Концлагеристы" в ЦСД - один из лучших спектаклей прошедшего сезона, совершенно точно и окончательно открывший театральному миру режиссера Александра Вахова, еще раз обративший внимание на драматурга Валерия Шергина (подобный спектакль по твоей пьесе - это мечта и лучшее, что только может быть на данный момент, я считаю), и позволивший целому ряду актеров фантастического уровня выдать парад ролей, которые показывают их класс.

Если честно, я и не ожидал, что все так хорошо. Даже замечательно! Спасибо, друзья!

P.S. на самом деле, сказать хочется много больше и подробнее; но я не собираюсь расставаться с этим спектаклем; при первой же возможности буду пересматривать и писать о нем снова.

фестиваль, Театр, ЦСД, С...ная Театральная Критика, Коляда-PLAYS

Previous post Next post
Up