Спектакль
"Жанна" Ярослава Пулинович
Современные русские истории
В Алтайском краевом театре драмы
Режиссер-постановщик - Александр Огарев
Художник-постановщик - Николай Чернышев
Если постараться быть корректным, то можно сказать, что это был, пожалуй, худший спектакль, который я посмотрел на Коляда-Plays/2014 (корректность здесь заключается в слове "пожалуй").
Это отличный пример того, как не надо, как нельзя ставить новую драму в, я так понимаю, обычном дедовском рабоче-крестьянском ОблДрамТеатре.
Не могу назвать себя поклонником этой пьесы, но это, безусловно, хороший текст, на понятную мне и в принципе актуальную тему. Вообще тексты Ярославы меня всегда очень радуют еще и по той причине, что внутренне я жду пьес на эти темы. Сам думаю в эту сторону и хотел бы написать, но не умею, а она уж точно умеет и делает это на высоком профессиональном уровне. И когда ты читаешь очередную пьесу, то приятно осознавать, что, судя по всему, ты мыслишь в правильном направлении, что называется, в новодрамовском тренде.
Конечно, эта пьеса на актрису. Такая а-ля "Васса Железнова" сто лет спустя. И, допустим, спектакль режиссера Огарева в Краснодарском театре, который они привозили на прошлый Коляда-Plays в рамках дилогии "Дабл Пулинович" (к слову, чудовищное название, как и оформление программки/афиши), производил впечатление добротной вменяемой работы и оказался для меня чуть ли не лучшим спектаклем по пьесам Ярославы из того, что я видел (если не брать многочисленных и прекрасных "Наташ"). Но здесь...
На театре никогда не знаешь на сто процентов, получится ли спектакль или нет. Но зато всегда понятно, если спектакль уж точно не получится. И здесь, как мне кажется, не было ни одной предпосылки, чтобы «Жанна» случилась.
Актриса на роль Жанны - она не бизнес-вумен. Вообще. Это не из того мира, не из той вселенной. Сложилось впечатление, что она сама не знает, а режиссер даже не намекнул ей о том, что такое есть современная деловая женщина. В итоге текст, который она говорит, и то, что она делает на сцене - это вода и пламя, которые в соприкосновении друг с другом выдают горячий пар, который обжигает хоть сколько-то чувствительного к театру зрителя. Уже на десятой минуте (на самом деле много раньше) у меня появилось желание покинуть зал, которое с каждой последующей сценой лишь усиливалось. И дело здесь не только в героине, это на самом деле полбеды. Все в целом было настолько мимо и неинтересно, что глазу не за что зацепиться. Все время хотелось смотреть мимо актеров, чем-то занять себя до конца первого действия. Это был образец мертвого, несовременного, пошлого и безвкусного театра. И дело не в провинциальности, разумеется. Дело в конкретной работе конкретного режиссера в конкретном театре. Такое делать нельзя. И уж тем более привозить на фестиваль. Для чего? Зачем? Добить театр и показать всему миру, что вот он каков, этот Барнаульский театр драмы? Ну, если так, то вы более чем справились со своей садомазо задачей. Более ни с чем поздравить вас не могу. Но я искренне надеюсь, что в театре не все так плохо. Ибо если иначе, то... это дно. Хуже быть просто не может.
На этом все. Подчеркну лишь то, что это мое частное мнение, которое я никому не навязываю. Но вместе с тем я уверен в нем на все сто процентов. Однако, разумеется, сужу именно по фестивальному показу и только.