Фестиваль "Дубль дв@" покажет, как дебютировали мастера

Apr 11, 2012 10:54

Оригинал взят у valery_kichin в Фестиваль "Дубль дв@" покажет, как дебютировали мастера

О главной конкурсной программе современных дебютов я вкратце рассказал, причем более подробный
разбор каждого из фильмов еще впереди. Теперь - о параллельной внеконкурсной программе дебютных картин известнейших мастеров. Нам показалась любопытной сама возможность таких параллельных просмотров картин, разделенных десятилетиями. Картин, где начинающие режиссеры делали первую, самую важную заявку на свой круг тем, стиль, подход к жизненному материалу - свое миропонимание.

Современные дебюты прошли через затяжную полосу "чернухи", когда казалось, что без унылой мины нет серьезного искусства. Среди этих картин были свои лидеры, но больше провалов, не оставивших в памяти следа. Теперь внезапно пошла череда картин, исполненных молодого оптимизма. Даже трагический финал "Бездельников", к примеру, не вселяет в зрителя ощущения безнадеги. Похоже, кино выходит из тупика.

В этом смысле, мне кажется, дебюты почти полувековой давности особенно изумляют молодой энергетикой, интеллектуальной насыщенностью, духовной зрелостью.

Фильмом "Слово для защиты" в 1976 году дебютировали драматург Александр Миндадзе и режиссер Вадим Абдрашитов, сразу завоевав славу блестящих психологов и аналитиков, которых интересуют "невидимые миру" социальные катаклизмы. Здесь изумителен дуэт Марины Нееловой и Галины Яцкиной: первая в роли адвоката, защищающего подозреваемую в убийстве девушку. Перед нами процесс постижения молодыми героинями трудных жизненных истин, он делает обеих взрослее и мудрее. Эта психологическая драма получила призы в Риге и в Барселоне, стала одной из знаковых работ молодого кино 70-х. Впоследствии тандем Абдрашитов - Миндадзе дал еще много образцов остро социального кино, но нам сейчас интересны самые первые шаги режиссера на этом пути. Его дипломная картина "Остановите Потапова" по рассказу Григория Горина стала событием киножизни, получила призы за режиссуру на фестивале "Молодость" в Киеве и Гран-при фестиваля ВГИКа. В ней играют Валентин Смирнитский, Александр Филиппенко, Семен Фарада и Владимир Высоцкий - во фрагменте таганковского спектакля "Гамлет". Крайне интересна и высоко оцененная Михаилом Роммом курсовая короткометражка Абдрашитова "Репортаж с асфальта". Перед нами диаграмма стремительного взлета одного из лучших режиссеров страны - все три фильма можно увидеть на нашем фестивале.


В начало 60-х перенесет нас дебют Александра Митты "Друг мой, Колька!", снятый будущим автором "Экипажа" и "Сказки странствий" в содружестве с Алексеем Салтыковым по сценарию Александра Хмелика. Это был абсолютно новаторский подход к школьной теме - впервые в лучезарный мир киношного детства вторглись серьезные неувязки: ребята придумали в противовес школьной формалистике некое" тайное общество", которое переполошило все начальство. В фильме снимались Антонина Дмитриева, Анатолий Кузнецов, Юрий Никулин и дебютировал Олег Видов. Спустя 15 лет актер Владимир Меньшов снял свою первую режиссерскую работу "Розыгрыш" по сценарию Семена Лунгина - и снова взорвал благополучную "школьную тему" рассказом о юных амбициях и подростковой жестокости. Снимались Евгения Ханаева, Наталья Фатеева, Зиновий Гердт, Олег Табаков, дебютировали будущие звезды Дмитрий Харатьян, Андрей Гусев, Наталья Вавилова.

Карен Шахназаров, будущий гендиректор "Мосфильма", дебютировал кинофельетоном "Добряки" (1979) по сценарию
Леонида Зорина, где бездарный, но напористый проходимец с помощью отзывчивых коллег делает себе шикарную научную карьеру. В этой роли Георгий Бурков, его партнеры - Татьяна Васильева, Владимир Зельдин, Лариса Пашкова, Николай Волков. Николай Досталь, будущий автор "Раскола" и "Облака-рая", в качестве первой "пробы пера" экранизировал повесть Анатолия Макарова "Человек с аккордеоном" (1985) о фронтовике,
которому ранение помешало вернуться к профессии артиста оперетты, а главное, к своей первой и единственной любви. Эту роль замечательно играет Валерий Золотухин, с ним - Ирина Алферова, Владимир Сошальский, Михаил Пуговкин, Евгений Евстигнеев.

В 1965 году сенсацией стал дебют Андрея Кончаловского "Первый учитель" по повести Чингиза Айтматова - фильм, открывший стране молодую актрису Наталью Аринбасарову. Картина обошла многие фестивали, получив призы в Венеции, Киеве, Риме. Через 20 лет всю страну заставила хохотать сатирическая комедия-фарс никому тогда не известного Юрия Мамина по сценарию Владимира Вардунаса "Праздник Нептуна". Простая история о том, как в затхлый райцентр Малые Пятки должна наведаться иностранная делегация, чтобы принять участие в физкульт-привет-празднике, существующем только в отчетах городского начальства. И начальство делает невозможное: под музыку Прокофьева к фильму "Александр Невский" разгорается новое образцово-показательное ледовое побоище. Картина получила призы в Мангейме, Киеве и столице юмора Габрово.

Наконец, будущий SAS и автор легендарной "Ассы" Сергей Соловьев в качестве первого шага сделал звездный фильм "Егор Булычев и другие" по драме Горького, собрав в нем такое количество любимейших актеров, о каком сегодня нельзя и мечтать: Михаил Ульянов, Майя Булгакова, Екатерина Васильева, Зинаида Славина, Анатолий Ромашин, Евгений Стеблов, Римма Маркова, Ефим Копелян, Валентина Шарыкина, Елена Соловей, Георгий Бурков, Вячеслав Тихонов, Нина Русланова, Лев Дуров... Как говаривал Фамусов, "Вы, нынешние, - нутка!".

Напоминаю: все фильмы Интернет-фестиваля "Дубль дв@" можно будет смотреть бесплатно, начиная с 15 часов 11 апреля, на сайте www.rg.ru в специальной фестивальной секции http://www.rg.ru/d2/#&panel1-1 
Программа дебютов мастеров будет выложена на сайте целиком с 11 по 23 апреля, главный конкурс работает по системе ежедневных премьер, причем каждый фильм будет доступен в течение 48 часов.

Дубль Дв@, анонс, кино

Previous post Next post
Up