Sep 17, 2014 19:08
Одним из корневых понятий теории привязанности является стремление к близости. Порой мне кажется, что в нашей стране, благодаря нашим историческим событиям, людям скорее свойственно стремление к избеганию. Близость для нас травматическим образом связана с опасной уязвимостью, предательством и болью. И еще нам трудно сталкиваться со своим несовершенством, ведь близость высвечивает фонариком все грани нашего характера. Неприятные в том числе. Близость с другим подразумевает близость с самим собой, открыться другому, показать себя, а если внутри есть то, что хочется скрывать?
Как мы научились близости избегать:
- кто-то совсем не помнит о своем неприятном поведении, вытесняет те события своей жизни. Не помню, что было. Не знаю, что чувствую. Это признаки того, что плохо было. Стыдно, виновато, за себя неприятно.
- кто-то наказывает себя за происшедшее и после этого позволяет себе жить дальше, не извлекая опыта. Ведь опыт - это память. А помнить о плохом поступке очень неприятно. Наказать можно и качественным руганием себя, и маканием в депрессивное чувство вины. Но реальное наказание - это потеря близости, мы тонко чувствуем, как близость испаряется, когда мы совершаем плохое действие.
- кто-то логически себя оправдывает - это было один раз, ничего страшного, главное не повторять и все будет хорошо. Вера в прекрасное будущее без памяти о неприятном прошлом ни на чем не основана, такой вере не на что опираться. Чтобы стало все хорошо, придется помнить о плохом, столкнуться с ним, пройти сквозь него.
Когда мы ударяем своего ребенка - это одно из самых неприятных событий. Я помню такой эпизод в своей жизни - сильное жгучее желание, чтобы этого не было. Господи, сделай так, чтобы я этого не делала. Психологи много говорят о принятии себя таким, какой есть, говорят о том, что человек всегда хороший, только совершает плохие поступки. Знаете, в тот момент, когда я подняла руку на своего ребенка, не было во мне ничего хорошего. Плохие импульсы были настолько мощны, что хорошее спряталось в ужасе настолько далеко, что противостоять плохому импульсу было некому. Что помогло мне больше так не делать? Память. Помнить о том, что я могу совершать ужасные вещи. Что вот еще пара фраз, еще немного сдерживания и я не смогу себя остановить. Это так страшно не мочь себя остановить.
Порой меня спрашивают - зачем ты называешь себя агрессивной, ведь сейчас ты такая мягкая. Называю, чтобы помнить, что внутри меня есть силы, которые могут снести все внутри меня. Чтобы быть снаружи мягкой, я внутри слежу за своими плохими импульсами, чтобы они не набрали силы.
Главная работа, чтобы перестать срываться на ребенка - это противостояние своих хороших импульсов в момент срыва, в момент скандала, своим плохим импульсам. Это столкновение, борьба, ураган, которые происходят внутри. Но для того, чтобы хорошие импульсы набрали силу, смогли выдержать это столкновение, человеку важно помнить о том, что плохие импульсы не просто в нем есть, они очень сильны. Настроиться на борьбу, встать покрепче и вперед.
травма,
терапия,
профессия,
агрессия,
родители,
отношения