ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
Как справедливо отмечают наши оппозиционеры, российская политика похожа на театр. Надо только добавить, что оппозиционная политика не составляет тут никакого исключения. В соответствии с театральным каноном, почти все противники режима делятся на зрителей и актеров. (Разумеется, первая категория -в быту она зовется диванной оппозицией- численно доминирует над второй.) В соответствии с тем же каноном, задача зрителей состоит во взыскательном просмотре перформансов политической сцены и выражении своей оценки через определенный инструментарий реагирования: овации, обструкции и критику в интернете. Задача актеров - понравиться публике: привлечь ее внимание броским жестом или хорошо разыгранной интермедией, а также - поддерживать тонус зрителей позитивным контентом. В этом деле ничто так не нравится публике, как эффектный хеппиэнд.
Само собой разумеется, что активный оппозиционер, не стремящийся понравиться публике, обречен в лучшем случае на забвение. Ставя себе задачу организации и накопления сил, он делается непереносимо скучен и даже опасен представителям зрительской аудитории, ибо (призывая к действию) он явно покушается на их статус хранителей дивана. Но более всего ему не прощается его слабость. Будучи почти всегда в меньшинстве,почти всегда проигрывая противоборство могучей команде режима,он напоминает неудачливого футболиста, которого в очередной раз освистывают болельщики.
-Почему они не дадут сдачи! Почему не изловят эту сволочь с зеленкой! Где отряды самообороны? Где телохранители?- кричит взыскательный оппозиционер, разглядывая очередное видео, и в возмущении ерзает на диване. Он мог бы, конечно, и вспомнить, что телохранители не защитили от торта - Михалкова, и от пули - Кеннеди, но, в конце концов, это проблема Кеннеди и Михалкова, а наш герой обязан полностью соответствовать зрительскому запросу, т.е. - быть, как Бэтман, всесилен и неуязвим.
В окружении такой взыскательной публики субъект политической сцены проходит суровый кастинг на роль героя-любовника. Он должен либо повелевать толпами (фантастичный в нашей ситуации вариант), либо быть успешным одиночкой, ловящим модные тренды и бренды. Главный секрет его успеха в том, чтобы не вступать ни с кем в борьбу. Эта тактика гарантирует его от поражений.
Яркий и броский перформанс был в в свое время в ходу у советских партизан. Убить полицая, поджечь избу... -на этих подвигах учились патриотизму кинозрители послевоенных поколений. Что из того, что в ответ в деревню пришел отряд карателей и расстрелял каждого десятого... ведь это только укрепило ненависть к врагу!
Но сидящие на диване не верят в угрозу децимации (а нас-то за что!), и приветствуют,хотя бы как средство от скуки, всякую новость про укушенный палец полицейского или подожженную дверь.
Я пишу это для тех немногих чудаков, кто не видит толку в лозунге "умные не высовываются", но при этом не ищет повода стать кумиром зрительской толпы. Согласитесь, хорошо бы было переместиться куда-нибудь подальше, за пределы сцены...