Питер. День первый. 05.04.2010

Apr 08, 2010 21:29

Наконец настал день, которого мы долго ждали - 05.04 около 9 утра поезд №38 "Афанасий Никитин" причалил к перрону Московского вокзала Петербурга.
Сначала о самом поезде. Давненько не приходилось ездить в купейных вагонах и особенно после "Записок русского путешественника" все атрибуты РЖД-шного бытия были восприняты очень позитивно. Главное достоинство - измененная конструкция диванов на нижней полке: застеленный матрас прячется за спинкой - и чтобы лечь - достаточно нажать рычаг слева. А чтобы потом сесть с комфортом на красивую обивку - просто откинуть полку вверх до щелчка. Окна открываются и легко фиксируются, карнизы не вываливаются из своих гнезд, т.к. шторы закреплены высоко вверху и весьма надежно. Туалеты с замкнутым контуром - поэтому пользоваться и в черте города, что принципиально меняет ощущения от поездки. Да, чуть не забыл! Нет векового вагонного запаха распадающегося ледерина с креозотной отдушкой - запаха, которым были пропитаны вагоны моего детства и юности.
Также впервые в практике мы проехали по электронным билетам с электронной же регистрацией, в результате которой для посадки на поезд необходимо было показать лишь паспорт. Удобно и созвучно времени и жизненной интернет-философии.
Гостиница, как и указано на сайте http://www.venice-spb.ru/ действительно оказалось в 5 минутах ходьбы от вокзала, на 3-этаже жилого дома, делящего внутренний двор с кинотеатром "Колизей". Кинотеатр оказался совсем недокучливым - то-ли полуживым, то-ли полумертвым, но факт то, что никаких толп до и после сеансов не наблюдалось. Бросив вещи, отправляемся через кофейню Артемия Лебедева в сторону площади Искусств - к Русскому музею. Кофейня пока находится в стадии ремонта, поэтому полноценный завтрак не получается - выпиваем по чашке кофе и вперед! Через мост Белинского пересекаем Фонтанку и через несколько минут - у в хода в Михайловский дворец - Русский музей. На 4 часа пропадаем в его залах. Как яркие всполохи - Богородица кисти Дионисия из Ферапонтова монастыря, Последний день Помпеи, Торжественное Заседание Государственного Совета, Врубель, Кустодиев, Лентулов, Шухаев и его друг и соратник Яковлев. По поводу Шухаева интересный комментарий: двойной портрет Арлекины (автопортрет Шухаева с портретом Яковлева)написан по
настоянию Мейерхольда, после того, как оба художника приняли участие в одной из театральных постановок именно в амплуа актеров комедии "дель арте". Масштабная выставка Кончаловского - "варварские (по цвету)сезанизмы" как лучшее из сделанного на ранних этапах и с очень неровной живописью на протяжении 30-50х годов. Есть проблески типа Сирени и цветочных композиций, Полотера, Золотого века и портрета А. Толстого в гостях. Но в основном - "тяжелые генеральские будни" соцреализма с им же продиктованными щедрыми соц. заказами на рабочую и революционную тему. Памятуя выставку ...-цати летней давности пытался найти в экспозиции картину "Миша пойди за пивом" - живую жанровую семейную сценку с автопортретом и младшими детьми, обыгранную в ранних зеленовато-французских тонах - но, увы, ее здесь не оказалось!
Пешеходная прогулка по Малой Морской через кондитерскую Буше, мимо SAP и дома Набокова на Большой Морской, 47 чуть было не смешали все планы: на двери музея Набокова было наклеено свежее объявление "с 01.04 по 19.04 музей не работает. Посещение возможно только по предварительной договоренности"
Слава богу - договориться удалось! По набережной Мойки, vis-a-vis Юсуповскому дворцу, где разыгралась последняя трагедия в жизни Григория Распутина, через Поцелуев мост мы дошли до Мариинки. Опять приятное - билеты, купленные через интернет преспокойно ждут в кассе перед началом спектакля. В этот вечер давли Гоголиаду - 3 одноактных оперы по сюжетам Гоголя: "Тяжба", "Шпонька и его тетушка", "Коляска". Все оперы были написаны молодыми композиторами к юбилею Гоголя в 2009 году. Публика, да и сами работники театра весьма настороженно относятся к этой постановке и действие происходит при частично заполненном зале. "Тяжба" решена в минималистичной концепции - без костюмов и декораций: повседневная одежда современного делового человека, слайды с графическим изображением чернильницы и увеличенным словом-подписью героини "обмакни...". В результате получилось довольно скучно и однообразно настолько, что к первому антракту зрело желание уйти. Но хорошо, что не созрело!
Опера Анастасии Беспаловой "Шпонька и его тетушка" оказалась феерически веселой и яркой - единственная из трех опер не названная "комической" оказалась маленьким шедевром! Яркие подсолнухи на заднике сцены и платьях героинь, желтые резиновые сапоги, косы, ведра, выразительные вокальные номера, забавный английский подстрочник на бегущей строке и, как кульминация - хоровод всех героев оперы во время сна-смотрин невест! Даже сосед - Сторченко (Андрей Попов) как представляется во сне Ивану Фекдоровичу Шпоньке (Андрей Серов) в качестве "жены". Театр и музыка гоголевской комедии "ad absurdum" в совершенном исполнении! Уловленная композитором и постановщиками энергетика Диканьки просто "выперла из спектакля, как на дрожжах"!
"Коляска" Вячеслава Круглика на фоне Шпоньки выглядела уже более блекло. Хотя нельзя сказать, что не понравилась. Генерал (тот же блистательный Андрей Серов)и его офицеры ездят по сцене на велосипедах. Быт офицерского собрания и уездного помещика. Любопытно, но не более!
Как общий вывод из спектакля: тяжело ложатся на оперную музыку и сценическое действо чиновничьи "разборки" и "пьяные ложные обещания". Это - сарказмы и надо быть равновеликим Шемякину, но в в музыке, чтобы суметь адекватно передать такие сверх сложные нюансы гоголевской комедии (графики).
А вот Шпоньковский дух "Диканьки" - помогает и ведет зрителя за собой! Браво Гоголь! Браво Анастасия & все-все участники Шпоньки!


PS. Написав этот пост решил освежить свою память - взглянуть, что же входит в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки". Слишком давно все читалось... И что оказалось - только "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" и входит!!!

Театральное, Путешествия, Питер, Опера

Previous post Next post
Up