Рупрехт - Борис Стаценко
Рената - Лариса Гоголевская
дирижер Михаил Юровский
(давно не писал; если получится не очень хорошо, прошу сильно не бить:) ) Прокофьева в БТ обещали давно. Слухи о возобновлении "Огненного ангела" пошли уже году в 2010, если память мне не изменяет. Слухи оправдались :) Заранее, если можно, просим еще и "Войну и мир" вспомнить, пусть и на Новой сцене :)
Давно не помню себя настолько счастливым как в антракте, так и после спектакля! Это вам не три аккорда - это интеллектуальная музыка, малозаигранная и оттого еще более интересная. Как минимум, мне :) Музыка внутреннего мира Ренаты в первом действии - такая манящая, такая притягивающая (и затягивающая), насыщенная мелодикой. Это настоящая музыка в её первозданном виде, как неиссякаемый источник энергии. Музыка Рупрехта более сдержанная, более правильная, более близкая обывательскому пониманию хороших образов. Музыка Высшей силы (у Агриппы и затем в сцене экзорцизмов) вызывающая, но оттого не менее затягивающая (увеличенные гармонии Черномора, "работавшие" ещё давным-давно, и тут тоже себя успешно проявляют). Музыка Инквизитора, наоборот, словно бульдозером давящая всю мелодику, антимелодическая музыка. А еще есть очень красивая музыка, рисующая монастырь в начале пятого акта. А есть и комическая сцена - с Фаустом и Мефистофелем. Такое ощущение, будто это не одна опера, а целых три, четыре, и одни соединены в этом крайне интересном музыкальном феномене - опере ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ.
Вчера на первый состав я не пошёл, засиделся на работе. А сегодня - другое дело (обратите внимание на состав). Очень мне нравятся такие вечера-праздники. На них идешь с таким ощущением, что вот с этим составом будет действительно здорово! (это еще и к вопросу о том, почему я был так счастлив:) ) Лариса Гоголевская интересно поет партию Ренаты. Произношение фраз у нее соответствует смыслу фраз, и оно обязательно содержит нужную эмоциональную окраску. В нижнем регистре она поет тихо, на фоне оркестра ее не слышно (так, фактически, выпал рассказ о Мадиэле в первом действии). Вообще, видимо, чтобы слова в этой опере хотя бы можно было расслышать, надо довольно сильно стараться. Скажем, в сцене у Агриппы, кажется, и Борис Стаценко, и
Михаил Губский пели будто бы "в микрофон". (кстати, пользуясь случаем, не могу не дать в очередной раз ссылку на видеоролик с очень обаятельными скелетиками в
сцене с Агриппой - Виталием Таращенко:
http://www.youtube.com/watch?v=-g187yNQEsY - ну, правда, они милые :))) А музыка какая!!!) На самом деле хочется несколько другого голоса для Ренаты, более мягкого, что ли (сравните с Ренатой тут:
http://www.youtube.com/watch?v=MgDTLHnMKRM - или тут:
http://www.youtube.com/watch?v=Bu0RJvFhNts&feature=related ).
Борис Стаценко звучал, на мой взгляд, лучше, чем в прошлый раз, в 2008 году. Он тоже ответственно относится к слову, к произношению, к стилю пения в этой опере, близкий к речитативному. Вот не совру - его дикция была лучшей сегодня, нежели чем у остальных исполнителей. Вячеслав Войнаровский - Мефистофель, Петенька Мигунов спел (в первый раз?) Фауста, Надежда Карязина в первый раз спела Гадалку (несколько странный звук, но хорошо слышный, и пока в нем не хватает осмысленности произношения). По голосу, наверное, на Ренату могла подойти какая-нибудь Касьян, но пока эта опера для нее недостижима.
Звучание оркестра, насколько я помню прошлые спектакли, тоже изменилось. Оно не такое резкое и более насыщенное. Возможно, немалую роль в этом играет сама Основная сцена, но, наверное, вклад дирижера здесь тоже есть. Все краски соблюдены: музыка у Агриппы устрашающая, а в начале сцены в монастыре мягкая и полная сострадания. Немного бы точнее ансамбли - и было бы совсем хорошо :) (особенно это чувствуется, если только что слушал другое исполнение, в котором с ансамблями всё ок) Интересный звуковой эффект отметил, сидя на первом действии в глубине первого яруса: звук оркестра шёл со стороны сцены, а звук гонга(?) шёл будто бы, наоборот, с конца партера. Большой барабан, кстати, тоже будто бы звучал "в микрофон".