Татьяна - Екатерина Щербаченко
Онегин - Владислав Сулимский
Ленский - Роман Шулаков
дирижер Александр Поляничко (1-е выступление)
во-первых, приношу извинения (ах,как просто написать!) тем, кто может быть хотел прочитать об этом раньше. Не злой умысел и не злой рок :) Но сейчас, может быть, изложение будет максимально сконцентрированным и кратким :)
Поляничко.
Большой театр окончательно растерял культуру русской оперы, раньше, как мне кажется, стоявшую на первом плане силами таких мастеров, как Мелик-Пашаев, как Голованов. Ведь что говорили мастера: русская опера - есть слияние музыки и слова, это слово, которое идет от музыки, и музыка, которая идет от слова (речь идет, конечно, об интерпретации музыки и слова, которые идут от "..."). Вторая мысль - о дирижере-постановщике. Ныне почти исчезнувшем из поля зрения. Г-н Ведерников много рассуждал о том, что Большому театру не нужен музей, пора изгнать древности, пыль и труху из Большого театра! (под музеем он понимал, я полагаю, заигранное, запетое) А сам же сделал еще бОльший музей, восстанавливая музыкальные традиции исполнения, которые, во-первых, неадекватны современному слушателю, а, во-вторых, могли стать следствием не самых дотошно следующих принципу слияния музыки и слова.
я пишу только за свои впечатления, за своё отношение к исполнению русской оперы. я аудиофил. Не устану это повторять. Поэтому имеют право на жизнь иные мнения. С аудиофильной точки зрения спектакль "с Ведерниковым" был чем-то "отжившим", в которое даже не хотелось включаться. И что же сделал Поляничко! Он наплевал на все музейные рассуждения Ведерникова и сделал свой спектакль - с живыми темпами!!!!с живой музыкой!!!с историей про живых людей!!! Когда интересно слушать, я готов уже включаться и в сценическое действие (мне кажется, и артисту более ясно, что он делает на сцене, если это поддержано в его вокальной интерпретации). И хотя вижу я не очень хорошо, но кое-какие моменты в спектакле были сообразны эмоциональному настрою музыки!
Про отдельные места в опере. В начале второй картины Поляничко умело показал темпами и динамикой настроение няни - как она сначала раздражается, потом постепенно отходит :) Сцена письма, почему-то, часто оставляет меня равнодушным. Наверное, потому что она очень сложная для исполнения и не все с нею справляются. Но! Но Поляничко смог эту сцену (вместе с Катей) сделать так, что музыка нигде "не просела", нить развития действия в этой сцене они показали здорово! Впервые я был настолько захвачен сценой письма у нас, в БТ! В этом исполнении было бьющееся молодое сердце, была надежда, была робость, а финальный Des-dur прозвучал как высшее наслаждение!
Дуэт "Враги": я раньше и не замечал, а Поляничко это подчеркнул и показал - в оркестре ведь есть оба, и Ленский, и Онегин: Онегин - это парные удары (контрабасы?) - Ленский - это жалеющие аккорды у скрипок! А сыграли они это так пронзительно, что я уже почти поверил, что это настоящие живые люди и они на грани, и нельзя допустить, чтобы кто-нибудь из них умер... Столько эмоций и "озарений", как у Поляничко, у меня не было раньше! И ради этого стОит приходить в театр! я очень рад, что я слышал это исполнение! что мне удалось его услышать!
Катя Щербаченко последние спектакли вызывает у меня только уважение.
Она слушает и выполняет пожелания мастеров по штриху, по фразировке. А пожелания очень правильные! Еще на недавней "Иоланте" я услышал, что она стала петь иначе, более мягко и отзывчиво к тексту. Эта же мысль не покинула меня на этом спектакле. С самого начала Катя запела вот так! Из ее голоса ушёл холод! В сцене письма Катя поработала с текстом. В шестой картине Катя очень умно спела свой текст: она спела не строго те длительности, которые были написаны в тексте, а самую незаметную малость сгладила, ради того, чтобы ее пение было сообразно речи! Согласитесь, что если солист начинает растягивать или мельтешить нотами там, где это нелогично, то 1) либо композитор-дурак, 2) либо солист не проработал. А Катя смогла найти нужный баланс и ее пение было очень правильно сделано с точки зрения произношения.
баба Маквала
, как ни странно, тоже пела необычно. я даже не назову это пением - она КРЯХТЕЛА всю первую картину. Если она это сделала специально, то она молодец, ибо это крайне сообразно ее партии :) и возрасту :) А если не специально....то чем же ей петь через неделю Турандот?.. Еще момент: Маквала Филимоновна умно спела небольшую фразу в первой картине "я сей-час" ("а вы гостей займите - я сейчас"). Она так расставила эти три слога, будто хотела сказать, мол, ловите момент, пока я ушла ;))) а я ведь специально ушла ;))) так что ловите-ловите :)))) Поговаривают, что после одной из "Тосок" с Поляничко Маквала отказалась с ним работать - слишком быстрые были темпы. Наверное, она к нему до сих пор не может привыкнуть: расходилась она с оркестром знатно! Но, кстати, не она одна... сложилось впечатление, будто Поляничко не показывает солистам вступление и не следит за ними. May be.
и Шулаков
. Сначала я подумал: боже, как он противно поет! Какой же это Ленский?! Лишние акценты, полное отсутствие лирики - зачем ?! Но в четвертой картине я всё понял! Роман, молодец, предпринял очередную попытку (так сказать, бросил вызов общественности) анти-лемешизма. Его Ленский в том спектакле не был поэтом-воздыхателем, а был поэтом-борцом. Но очень интеллигентным и не переходящим некоторых рамок, которые, возможно, стали причиной черняковского отношения к нему Ольги. Он борется за Ольгу всеми средствами, которыми владеет: поёт ей, слагает стихи. Он боролся - и вот, неужели он проигрывает ?! Именно эта идея была вложена в финал четвертой картины и начало пятой, в знаменитую арию. Хотя, конечно, полностью от тех интерпретаций не уйдешь и в арии в пятой картине ему пришлось добавить лирики. Но в целом образ получился необычным, убедительно сделанным. Роман Шулаков - многогранный артист.
Следующий объявленный спектакль у Поляничко с БТ, пожалуй, это "Псковитянка" 22 июля 2010 года в Псковском Кремле. Начало в 19:30. Исполняться будет с купюрами (чтобы уложиться в 120 минут, я так понимаю). Обещают прямую трансляцию по "России 1". я жду - это должно быть живое исполнение! если не помешают иные обстоятельства...