Алексей Петрович Иванов в роли Черта (фото из музея ГАБТ)
"Черевички" Петра-нашего Ильича Чайковского - это ШИКАРНЕЙШАЯ музыка! не уступающая лучшим русским операм. Это классическая опера, это наше достояние. Это часть нашего ЛУЧШЕГО достояния. (так, я отклонился, про достояния не хотел говорить:)) ). Много слушаю последние дни эту оперу и проникаюсь - и чем дальше, тем больше :) Сначала головы хватило только на половину оперы, а теперь запросто прослушивается вся целиком. (так, опять отклонился, про себя не хотел говорить)
у меня в голове не укладывается, как эта опера, ЭТА МУЗЫКА и комические моменты, не является хитом наших оперных театров!.. Вот идет она в Камерном театре, но подозреваю, что голоса там ... не очень, вобщем, голоса :) В Москве ее больше нет (даже у Бертмана). Теперь я понимаю, как был прав Петр Ильич, когда писал, что он перемудрил с музыкой - она действительно ГЕНИАЛЬНАЯ. Она запоминается, она поется, она пробуждает к жизни. Но... но не с первого прослушивания. Со второго :) Потихоньку, отдельными номерами - потом глядишь и комические моменты пошли на "ура" :) А публика, видимо, хотела послушать сразу, получить дозу и "отвалить" к своим делам. А вот нельзя с музыкой этой оперы так - с ней надо поработать - и она откроется своею самой прекрасно стороной. А делать она это готова с большим удовольствием! :)
А еще я хотел парой слов поделиться своими наблюдениями по поводу музыки "Черевичек" и самой оперы, если позволите :)
1. Оксана дура! И Чуб так себе интеллектуал. Только из-за этого он соглашается на кузнеца и не ищет лучшей доли своей "доче", как некоторые родители. Ибо сам понимает, что это ровня его семье. (к тому же там и Солоха недалече;))) ) Раньше мне казалось, что она стерва. А теперь я понял, что не стерва, а она просто не может посмотреть на себя со стороны. Если бы была стерва, то непонятно, зачем ей нужен кузнец. А он ей нужен, ибо в конце она за него выходит замуж. И вот как раз Гурякова - умница - она поет настоящую "блондинку". Дуру, то бишь. Она раскрыла мне глаза на роль Оксаны :)
2. Всё же тема ариозо Вакулы из второго действия, очень напоминающее (даже я бы сказал, слишком напоминающее ;)))) ) "Не слышны в саду даже шорохи" ("Подмосковные вечера") каждый раз забавит :)) Здорово было услышать в гопаке в третьем действии внутри танцевальной музыки этот лейтмотив :) Видимо, Вакула тоже пустился в пляс во дворце :)
3. Сарабанда во втором действии тоже очень посмешила :)))) Ходят селяне и поют "Добрый вечер добрым людям" на музыку в стиле сарабанды :))))))))))))))))))))) Ну какая еще САРАБАНДА в селе Диканька ?! :))))
4. Самое красивое место в опере - начало третьего действия (сцена с русалками и т.н. "вставное" ариозо Вакулы)
5. Непрекращающаяся лирика! Чайковский узнается буквально с первых нот. Идейно изображение зимы один-в-один как в Первой симфонии. Те же солирующие гобои и кларнеты в верхнем регистре, те же поющие скрипочки. ААх! :)
Как всё же здорово: "ГДЕ ТЕБЯ ЧЕРТИ НОСЯТ" тут не просто поговорка, а в самом что ни на есть прямом смысле :) здоорово! :)) Вакулу черти носили :))
Хотел еще написать про то, что слишком много общего у "Черевичек" с "Майской ночью" и "Сорочинской ярмаркой" ("Ночь перед Рождеством" я пока не знаю, но наверняка там тоже что-то будет общее...), что кое-что в "Москве, Черемушках" напоминает дуэт Солохи с бесом из первого действия, но об этом как-нибудь в другой раз :)
Под конец тут надо признаться в любви к этой музыке, но слов уже не хватает и пора закругляться :) спасибо всем, кто дочитал до конца сей поток сознания, написанный на эмоциях от МУЗЫКИ! :) АААА!!!! Какая же это МУЗЫКА!