То ли наступившая осень, то ли некоторый перерыв в афише повлиял на труппу, но весь спектакль меня, как слушателя, не покидало ощущение, что у труппы "всеобщий отходняк". Белецкий (Демон) пытался практически весь спектакль форсировать звук, но в условиях акустики зала Новой оперы оркестр с радостью и легкостью его заглушал. Где-то до МИ он пытался петь, добавляя в звук как можно больше силы (видимо, изображая сильного, страстного и страшного Демона), но, уже начиная с ФА, голос звучал достаточно скупо и неинтересно. Да и, как мы пришли ко всеобщему мнению, не помешало бы ему добавить в своего Демона лирики. Всё ж таки девушек в первую очередь, наверное, привлекут на шрамы, а красивые слова :)
Но заинтересовал меня состав этого спектакля другой солисткой - исполнительницей партии Тамары Эльвирой Хохловой. Много наслышан о ее чудесном голосе и музыкальности, но до этого удавалось услышать ее только в Норме. К сожалению, на Эльвиру в этот день тоже странным образом, видимо, подействовали обстоятельства, так что в первом действии и первой половине второго действия у нее не звучал голос. Казалось, пропал спектакль... И тут случилось чудо! Голос появился, всё зарезонировало и наконец-то появился тот замечательный голос, привлекающий к себе слух и придающий значимости всему спектаклю. В тот момент, кажется, всё зазвучало по-другому и расцвело, будто театр наполнился настоящим оперным ароматом :) Правда, как мне показалось, красивыми верхами (ля) пришлось пожертвовать (в первом действии был прекраснейший си-бемоль), но центр зазвучал великолепно! Очень жаль, что опера была сильно "покоцана" (например, выходная ария Тамары была изъята, была сильно порезана сцена Синодала и т.д.) - уверен, что в полной версии Эльвира Хохлова показала бы и другие возможности своего вокала :)
Очень внятно звучал Андрей Фетисов - исполнитель парти князя Гудала. А вот Дмитрий Пьянов - исполнитель партии князя Синодала - наоборот не порадовал. С одной стороны перед ним стояла сложнейшая задача представить довольно размеренную музыку в партии князя - военного предводителя. Но с другой стороны даже такую размеренную музыку надо было исполнить музыкально - выстроить фразировку не только каждой фразы, но и всей арии вцелом, что, видимо, было сделано им недостаточно внятно. Да и общее впечатление от князя Синодала осталось жалкое - а ведь Синодал даже не княжич, настоящий князь должен быть! :) Забавно было наблюдать, что умирающим Дмитрий Пьянов выдал более экспрессивный звук, чем живым :)) Опять несоответствие.
Дирижер - Валерий Крицков - получил много оваций, хотя я бы на месте публики промолчал. Вот интересно то, что два гобоя, играющих в унисон, не строят - это проблема дирижера или гобоистов? То, что хор поет черти как - солистки начинают петь каждая в свое время (отсюда, в частности, и каша) - это проблема дирижера или хористок? То, что виолончельная группа хоть и очень мелодично играла, но в самых ответственных местах заглушала солиста, проблема дирижера или виолончелистов? По крайней мере две последний проблемы не совести дирижера. Над этим надо работать. И не прямо на спектакле, а на репетициях (интересно, сколько их было, раз спектакль в музыкальном плане настолько развален?!)
Хотя с прагматической точки зрения спектакль выполнил ту небольшую задачу, которую я для себя поставил: хотел послушать Хохлову, что и с успехом сделал :)
Сделал аудиозапись - все желающие могут послушать, как сейчас поют в Новой опере :)
(Няня - Эмма Саркисян, Ангел - Татьяна Табачук, Старый слуга - Сергей Тарасов, Гонец - Максим Остроухов)
http://rapidshare.com/files/155107569/demon.novopera.2008.10.16.zip.001http://rapidshare.com/files/155107759/demon.novopera.2008.10.16.zip.002 P.S. кстати, впечатления кантатовости в этом исполнении "Демон"а не было (в сравнении с театром Станиславского; видимо, Горелик там так дирижировал). Наоборот, казалось в некоторые моменты, что эта музыка изображает разрушающиеся горы! По воле Демона. А сверху на это смотрят ангелы и взывают к Демону, но ничего не могут сделать - никто Демону не может ничего сказать "против". Может быть, в этом есть что-то от того, почему многие перестают верить в Бога, видя такое количество противоречий и несправедливости, которая живет свободно в мире...
P.P.S. (мысль из постскриптума) почему режиссеры не хотят ставить так, чтобы происходящее на сцене было именно тем, что слышит ухо? Чтобы зримое и слышимое соединялись воедино, не мешали, а, наоборот, усиливали друг друга? почему режиссеры каждый раз изобретают велосипед, тогда как всё так на поверхности ?!..