Я крайне редко посещаю массовые мероприятия, но 11 июня на Суворовскую площадь пришел, благо в этот день находился в Москве. (Подробные отчеты о митинге в поддержку Новороссии можно найти
здесь, а здесь -
тексты основных выступлений) «Суворовская» акция порадовала тем, что собрались в основном обычные люди, не политактивисты. От обычной для Москвы «толпы в метро» участники митинга визуально отличались только отсутствием кавказцев и среднеазиатов, а также более интеллигентными лицами. Получился даже некоторый когнитивный диссонанс. Вот, выходит из метро на поверхность очередная волна новоприбывших с очередным метропоездом, и по виду не скажешь, что эти люди спешат на митинг. Обычные московские обыватели, всех возрастов и социальных групп, сейчас просто пойдут вдоль по улице по своим делам. И вдруг они всей массой направляются к переходу и вливаются в число собравшихся.
При сравнении с другими русскими акциями, эта выглядела достаточно многочисленной. Помимо того, что был заполнен весь центральный сквер, официально отведенный под митинг, много народу слушало выступления по краям площади, отделенные проезжей частью. Тем не менее, относительно важности темы, число явившихся (от 2 до 5 тысяч по разным оценкам) можно считать ничтожным, особенно учитывая, что других аналогичных мероприятий не проводилось. Представьте, что в Ереване проводится митинг о поддержке армян в Нагорном Карабахе, причем в ситуации, когда туда движется вражеский военный каток, а армянское правительство колеблется и готово «слить» Карабах. Я думаю, что вышел бы не только весь Ереван, вышла бы вся Армения от мала до велика. Больных притащили бы на носилках; инвалидов прикатили бы на колясках. А в Москве в аналогичной ситуации собрались лишь 0,01% от числа «русских по паспорту». Эту цифру и нужно брать за основу, если вы хотите оценить реальную численность русской национальной общины в Москве и реальную долю русских в народе РФ. Добавив всех, кто хотел, но не смог прийти по уважительным причинам, всех, кто делегировал на этот митинг хотя бы одного члена своей семьи, всех, кто не ходит на митинги, но оказывает поддержку русским другими, более действенными способами, - русскую общину в Москве можно оценить в 10-20 тысяч человек. Экстраполируя это на всю Россию, получим примерно 100 тысяч человек. В это число входят русские активисты, публицисты (включая блоггеров), участники русских акций солидарности и русской благотворительности, а также члены их семей. Это и есть реальный размер русской этнической общины в РФ.
Всех остальных русских в РФ я ни в коем случае не хочу называть «второсортными» русскими, или «неправильными» русскими, или «совками» (вот уж совсем было бы неверно). Нет, просто они не входят в состав русской этнической общины и существуют как молчаливый субстрат антирусской государственности. В политических раскладах эти люди не учитываются в качестве русских и не придают веса русской общине. Так что если кто-то рассуждает перед вами о «83%», о «120 миллионах» русских в РФ, то это чистый блеф, «потемкинские деревни». Настоящий русский масштаб - 100 тысяч человек, примерно сороковое место по численности населения среди народов РФ, где-то между ногайцами и российскими греками. Возмущаться тому, что народ-карлик имеет в РФ и карликовый политический вес, было бы нелепо. По размеру и честь. Причем эти 100 тысяч размазаны по всей территории страны, нигде не образуя хотя бы 5%-ного локального большинства, так что им и этническая автономия не положена. Не случайно, требование «русской автономии» расценивается властями РФ как откровенная наглость со стороны народа-карлика: «Вот ногайцев благоустроим, тогда и до вас очередь дойдет».
Скажут, что нельзя делать вывод по одной акции, которую проводили малоизвестные люди, которая широко не рекламировалась и проходила вечером в пятницу, «когда все москвичи спешат на дачу». На это возражу, что люди, которые принадлежат к любой другой этнической общине, в аналогичной ситуации сами стали бы искать информацию о подобных акциях, стали бы распространять эту информацию по «сарафанному радио». И поскольку других акций в Москве на эту тему не проводится, то они пришли бы на эту. Что касается организаторов, то достаточно и того, что там присутствовали официальные представители Новороссии. Кто именно их пригласил, не столь важно. Опасение, что «мы своими действиями накачаем авторитет мелких политических клоунов и спойлеров», выглядит неосновательным. Если тема сама по себе серьезна и позитивна, и пришедшие на акцию люди настроены серьезно, то попытки клоунствовать отвалятся сами собой. Представьте, что единственную «акцию за Карабах» в Армении устроили «клоуны и спойлеры». И вот, на митинг пришел миллион серьезных армянских мужиков, с самыми серьезными намерениями. Вы думаете, клоуны в этой ситуации осмелятся клоунствовать? Да обкакаются. Отойдут в сторонку и будут рады, что живы, наглядно представив, что с ними сделает миллион рассерженных людей за малейшую попытку юродствовать. Кстати, даже на небольшой «Суворовской» акции заявленный (по слухам) Кургинян так и не появился, и никаких откровенно позорных выступлений там не было, - ведь чтобы проломить клоуну череп, достаточно и одного-единственного всерьез рассерженного человека.
Скажут, что такой формат защиты своих интересов, как массовые акции, был дискредитирован в глазах русских «белоленточниками», кургниняновцами и украинским майданом. Русские просто не воспринимают этот инструмент всерьез, не ждут ничего хорошего от его применения. Кроме того, «настоящие» этнические общины в России тоже добиваются своих целей, как правило, иными методами: не митингами, а прямым лоббизмом во власти. Вот, к примеру,
на днях Мосгорсуд отпустил водителя-армянина, убившего 18 россиян и покалечившего еще 60. И никаких «манежек» в Москве армяне по этому поводу не устраивали. Сделали все «чисто», «тихо», «без шума и пыли», «в рамках законности». А в это время русского
Константинова вот уже более двух лет мурыжат по подозрению в убийстве, которое он не мог осуществить чисто физически. Да, это верно: русская община в РФ слаба, плохо организована, не имеет поддержки во властных структурах, не умеет действовать «по-взрослому», «по-армянски». Но именно в этой ситуации и следовало бы активно пользоваться единственным имеющимся преимуществом: массовостью, многочисленностью русских в РФ. Да, «действовать по-восточному тонко» русские не умеют. Зато могут физически затоптать, собравшись «всем стадом», если их сильно довести. Отказываясь от этого единственного инструмента влияния, русские остаются вообще безоружными перед лицом других этнических общин РФ.
Итак, что мы имеем в сухом остатке:
1. В русской столице, огромном мегаполисе, проводится акция солидарности с русскими, которые погибают, которым крайне нужна помощь государства РФ. Акция важная, ее массовость способна повлиять на принятие политических решений в РФ.
2. Акция официально разрешена, на ней присутствуют официальные представители тех, кого она призвана защищать.
3. Акция проводится в центре города, прямо у выхода из метро, летом, в хорошую погоду, в приятном месте, которое и без всякой политики удобно для прогулок.
4. Акция проводится в удобнейшее время: пятница вечер, предпраздничный день, когда у многих компаний короткий рабочий день. На этот митинг можно было заехать просто по дороге с работы домой. Причем наступающий праздник - не какое-нибудь «8 марта», а вполне по теме - «День патриотизма».
5. Пришло примерно 0,01-0,1 % от того числа, на которое, теоретически, можно было рассчитывать в Москве.
Кто-нибудь другой в этом месте сделал бы обиженную мину: «Сосите и дальше, дорогие соотечественники» и т.п. Я же предлагаю обратиться к реализму. Обида в данном случае - порождение иллюзии о русских как о «большом, многочисленном народе». На самом деле русская национальная община, т.е. русские, которые способны к солидарному национальному поведению (вне зависимости от идеологии), - это всего 100 тысяч человек (по порядку величины). Однако 120 миллионов «русских по происхождению» - это не «балласт» для русской общины, а наоборот, колоссальный бонус, который, при некотором искусстве, может оказаться полезным (хотя бы в порядке блефа). Поскольку эти 120 миллионов похожи на русских и сами себя считают русскими, то они хотя бы в каких-то случаях могут быть мобилизованы на защиту русских интересов. Представьте, что у армянской общины в России появился аналогичный бонус: 120 миллионов человек, которые говорят по-армянски от рождения и сами себя считают этническими армянами, однако неспособны к солидарному поведению, не входят в армянскую общину. Плакали бы от этого армяне? Думаю, что наоборот, крайне обрадовались бы и попытались бы использовать этот бонус на все 100%. Например, сменить государственный язык России с русского на армянский, «подмять все под армян», и т.п. Но, конечно, в перспективе они постарались бы постепенно расшевелить это армянское большинство и подключить его к инструментам национальной общины. Так же, «без досады и слез», и представители русской национальной общины должны смотреть на миллионы «русских по паспорту».
Итак, русских сегодня мало, это народ размером с эстонцев, но у русских есть два колоссальных бонуса:
1) Огромное русскоязычное большинство, создающее (для внешнего наблюдателя) иллюзию «великого русского народа».
2) Наследие великой русской культуры, соразмерной «великому народу».
Отсюда вытекает реалистичная для русской общины повестка дня:
1. Отказаться (не публично, а лишь в «кругу своих») от иллюзии о «большом народе» и четко осознать свой реальный масштаб - 100 тысяч человек (от 100 тысяч до миллиона, если включать семьи).
2. На первое место поставить усиление связности внутри самой общины. Превратить ее из аморфной «группы по интересам» в реальную этническую общину, с хорошо налаженными инструментами взаимопомощи, с «проталкиванием своих», с лоббированием во власти и т.п.
3. На второе место поставить вовлечение, кооптацию в свои ряды активных, полезных, творческих и талантливых представителей «пассивного русскоязычного большинства». В идеале ни один из русских, кто чего-то стоит, не должен оставаться вне национальной общины.
4. И лишь на третьем месте, по значимости, оказывается работа с самим «русскоязычным большинством», попытки его расшевелить, вовлечь в действия национальной общины и направить на защиту русских интересов.
5. При этом необходимо держаться за классическую русскую культуру и русскую историю, рассматривая и то и другое как свое исключительное достояние, за которое нужно бороться как с государством, так и с «новиопами».